Учитель и ведущий – понятия кажутся не очень совместимыми, но вся методика преподавания Ивана Сергеевича построена на совмещении фактов из совершенно разных областей жизни и знаний, которое буквально взламывает границы восприятия, и делает географию предметом невероятно притягательным и увлекательным.
Лекция проходила в гимназии №103, она собрала около 80 учителей округа и носила название "Пространство логики или этюд о конвергентном подходе".
Конвергентный подход – это попытка научить предмету через решение межпредметных задач, условия которых лежат в междисциплинарной плоскости, а ответ может быть вариативным.
- Метапредметный мастер-класс, рассчитан не только на учителей предметников, - рассказал газете "Время" автор методики, - а на широкий спектр подагрических специальностей, на всех, кто хочет развиваться сам и развивать способности детей.
На своих лекциях географ любит задавать вопросы, и тут же сам стремительно отвечать на них. Время его уроков и лекций для учителей буквально нашпиговано фактами. Только поспевай за ходом мысли:
- 80% неудач на ОГЭ, ЕГЭ и прочих испытаниях знаете почему?
- Потому что мы не дочитываем задание до конца!
Откуда взялся этот вопрос? Учитель предлагает учителям отправиться на поиски острова невезения. Того самого – из песни Андрея Миронова в фильме "Бриллиантовая рука". Но чтобы найти остров, нужно выяснить, как пишется название – если с большой буквы – это топоним, если с маленькой – метафора. Где найти эту информацию? Как часто большинство современников отвечают - в интернете.
- Откуда всё берется в интернете? – спрашивает педагог. - Как деньги в тумбочке, кто-то положил.
Слушателям лекции представляется настоящий первоисточник - виниловая пластинка. Наконец, можно определить реален ли искомый остров. Название написано с заглавной буквы! Но тут таится ловушка. Те, кто дочитывают задание до конца – получают выигрыш и высшие баллы. В тексте на пластинке 8 орфографических ошибок. География танцует под руку с лингвистикой. А учитель, забраковав этот источник информации, мчится на поиски следующего…
Это действительно пространство логики, это основы анализа и критического мышления, это увлекательное путешествие по областям знаний, по океанам, странам, смыслам… Крокодилы и пальмы мгновенно сменяются на снег и лед острова Врангеля, потом дикари превращаются в миролюбивых охотников Алеутского архипелага, и расследование можно продолжать… Скажите, вам было интересно?
- Любое место, любой человек, любой объект вне зависимости от его местонахождения может стать центром притяжения внимания, интереса – да чего угодно в пространстве, – надо просто наполнить его содержанием, смыслом, - считает автор методики.
И на урок географии, построенный по этим принципам - хочется прийти.