Тариф на пригородных маршрутах становится 3 руб. 31 коп. за каждый километр пути. В некоторые села, например, в Ульяновку проезд получается вместо 60 - 84 рубля.
Это всего на рубль дешевле, чем стоимость билета на 90 минут для проезда по Москве. Конечно, условия отличаются кардинально. Но сравнивать не будем.
А тариф-то нерегулируемый
Уже две недели не утихает возмущение жителей. Почти все, кому приходится пользоваться общественным транспортом, негодуют. Винят администрацию, перевозчиков и так называемый ПАХ. Но АО "МПАТП", учредителем которого является администрация ММО, уже лет 20 не занимается перевозками. По словам генерального директора Руслана Хаджарова, предприятие только предоставляет территорию в аренду. Даже осмотр водителей перед выходом на линию осуществляет другая организация - ООО "ЦДС".
Чиновники тоже "не при делах". В объявлениях о повышении фигурирует постановление администрации МГО от 04.10.2019 № 2151. В заголовке этого документа четко сказано, что перевозки пассажиров и багажа осуществляются "по нерегулируемым тарифам". А среди требований к перевозчику - не допускать превышения максимального количества транспортных средств, не превышать максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). Кстати, в документе не уточняется работает ли данная система навигации, так что всё вариативно. И завершающее требование к перевозчику - информировать в срок, не превышающий 30 дней, уполномоченный орган местного самоуправления об изменении тарифов. Получается, предупредил и повышай, насколько хочешь? Несколько жителей одновременно, буквально в один день, обратились в Федеральную антимонопольную службу. Ждем результат.
Объективные затраты
Раз цены повышаются, значит это зачем-нибудь нужно. На что перевозчикам нужны дополнительные средства?
Поскольку в нашем округе отсутствует муниципальный транспорт, в полном соответствии с законом был проведен открытый конкурс на право осуществления перевозок. В результате пассажиров перевозят 9 индивидуальных предпринимателей - информация краевого Министерства дорожного хозяйства и транспорта от 15 марта этого года.
Как и положено, за месяц, 23 апреля, перевозчики оповестили администрацию ММО о повышении тарифа. Обосновали так:
- В связи с увеличившимися расходами на содержание и обслуживание автопарка: ГСМ, установка средств учета работы водителей ТАХОГРАФЫ, необходимостью установки в текущем году модулей системы ГЛОНАС, контрольно-кассовой техники и т.д.
Дырявый рейс
Звучит очень современно и высокотехнологично. Но красивые фразы разбиваются о суровый быт.
- На улице дождь и в салоне тоже, крыша течет, заткнута тряпкой, - делится подробностями и фотофактами активистка из села Ульяновка Анастасия Калесникова. - Люди жить хотят, а не убиться в этих транспортных средствах! Наши маршрутки разваливаются на ходу, не ходят по расписанию, глохнут на середине трассы. Или вообще - без предупреждения ни одна не выходит в рейс! За что платить?
- Сегодня уже эта развалюха с гаража не смогла выехать, так как она поломалась, - подтверждает жительница села Ульяновка Ира Глушецкая (комментарий от 16 мая), - на 6 утра ехала другая маленькая жёлтая, и она около Рокады поломалась, так что добирались опять кто на чём.
- Я считаю, что человек взваливший на себя такую ответственность как перевозка людей, обязан обеспечить их хорошими и безопасными условиями! – резюмирует Анастасия. Она безустанно пишет во все инстанции о проблемах села. Накопила уже ящик ответов. Ответов, но не решений проблем.
Чехарда до потолка
Из рассказов людей о поездках по Минераловодскому округу можно триллер написать, драму и комедию одновременно.
- По работе была поездка в с. Побегайловка, погрузилась в 108-ую, туда доехала, а обратно сложнее - рассказывает жительница Минвод Ирина. – Оказывается, с этого большого села в город всего одна маршрутка, и пока люди не натолкаются до потолка – не отправляется.
- Вы не поверите, там похоже договор между водителями, - предполагает пассажирка Татьяна, - Нас 108 не берет (идет до с. Гражданское), только 106 может (маршрут: Прикумское - Минеральные Воды). А 106 идет полная и, естественно, проезжает мимо. Так можно и до 11 часов простоять.
А за Побегайловкой есть еще хутор Новая жизнь. Так оттуда утром вовсе не уехать.
Воз проблем есть, а перевозок нет
Мало того, что маршрутки дороги и в ужасном состоянии, жизнь решает проблему кардинальным образом – иногда их просто нет.
- Из-за перебоев с транспортом некоторым пришлось уйти с работы или перестать посещать кружки, - говорит Анастасия Калесникова из Ульяновки.
Она обращалась с этим вопросом даже в прокуратуру. Оттуда пришел официальный ответ: "Маршрут большой протяженности обслуживается 2 транспортными средствами, тогда как, согласно реестру… обслуживание маршрута №110 должно проводиться 5 транспортными средствами".
По результатам проверки в ноябре 2023 ИП-перевозчику вынесено представление. И, как следует из письма марта этого года от Министерства дорожного хозяйства и транспорта края, перевозчик ведет активную работу по привлечению водителей для работы на данном маршруте. Как видим - безрезультатно.
Нет почему-то частников с новенькими автобусами, желающих работать перевозчиками в Минераловодском округе. Зато есть 10 новеньких автобусов!
Когда "автобусы губернатора" выйдут на маршруты?
По поручению губернатора края о приобретении подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования администрацией Минераловодского округа были получены 10 автобусов марки Газель Некст ГАЗ-А63R45. Где они?
- В настоящее время ведутся работы по постановке на учет в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД город Лермонтов государственного управления МВД России по Ставропольскому краю и регистрации полученных автобусов, - отвечают в администрации. - Планируемая дата запуска автобусов на муниципальные маршруты август 2024.
Как справедливо пишет народ в соцсетях, в других городах и весях подарочные автобусы давно трудятся на дорогах. Но не будем забывать о специфике нашей реальности, когда муниципальные маршруты есть, а муниципального транспорта – нет. Хотя именно на создание такой структуры надеются многие и многие местные пассажиры общественного транспорта. И, может быть, в августе ситуация изменится к лучшему.