Приложение к письму УФК по Курганской области
от "___" _________ 2018 г. №________
Статья "95 лет ревизоры на страже государственных средств"
В 2018 году контрольно-ревизионные органы Российской Федерации отмечают свое 95-летие. Отправной точкой начала деятельности контрольно-ревизионных органов Российской Федерации является создание 23 октября 1923 года Финансово-контрольного управления Наркомфина СССР, которое в 1933 году было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию Наркомфина СССР, в 1938 году - в Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР, в 1946 году - в Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, в 1992 году - Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации - единственный независимый орган государственного финансового контроля в стране.
В Курганской области первым контрольным органом стал контрольный подотдел в сметно-бухгалтерском управлении Курганского губернского финансового отдела, образованный в 1923 году, переименованный впоследствии в подотдел государственного финансового контроля. С образованием Курганской области в феврале 1943 года создан Курганский областной финансовый отдел (облфо), при котором осуществлял свою деятельность Аппарат старшего контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления (КРУ) Наркомфина СССР, а с мая 1956 года – Аппарат главного контролера-ревизора КРУ Министерства финансов РСФСР по Курганской области. До 1998 года Аппараты главных контролеров-ревизоров КРУ Минфина России в регионах были включены в состав региональных финансовых органов. Ситуация изменилась с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 888: на базе Аппарата главного контролера-ревизора КРУ Минфина России по Курганской области, выделившегося из состава Финансового управления Курганской области, было создано Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Курганской области, которое за все время своего существования получило статус самостоятельного юридического лица.
В результате проведения административной реформы в ноябре 2004 года образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), объединившая функции Департамента валютного контроля и Контрольно-ревизионного управления Минфина России, в Курганской области создано Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области.
С 02 февраля 2016 года в соответствии с Указом Президента России №41 Росфиннадзор упразднен, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство, на территории Курганской области - Управление Федерального казначейства по Курганской области (далее - Управление), руководитель Управления Колупаев Сергей Аркадьевич.
Вспоминая историю развития государственного финансового контроля Курганской области, невозможно не упомянуть ветеранов труда, талантливых
руководителей, долгое время возглавлявших контрольно-ревизионные органы Курганской области: Бирюков К. П. (1945г.), Разинкин М.Е. (1946-1949г.г.), Ихсанов К. С. (1950-1952г.г.), Кириченко Г.И. (1953-1962г.г.), Вилкин Я.М. (1963г.), Пахаруков Н.П. (1963-1969г.г.), Жернаков С.Н. (1970-1980г.г.), Пылин В.А. (1981-1986г.г.), Пырков В.Э.(1986-1989г.г.), Бердинский А.А. (1989-2005г.г.), Марамыгин В.Ф. (2006-2011г.г.), Тарасова О.Ф. (2011-2016г.г.).
Сегодня функции по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются Управлением в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основываются на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
Контрольно-ревизионная деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени: появляются новые методы работы, а действующие - актуализируются. Федеральным казначейством принят ряд документов, регламентирующих этапы планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, а именно:
-Стандарт внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", который устанавливает общие правила, требования и процедуры проведения контрольных мероприятий.
-Методика отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий, согласно которой отбор контрольных мероприятий для формирования плана осуществляется с учетом вероятности совершения объектом контроля нарушений в финансово-бюджетной сфере либо запросов правоохранительных и надзорных органов, а также необходимости реализации всех полномочий Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере. Введение Методики обусловлено повышением роли риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий.
-Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, который позволяет осуществлять квалификацию нарушений по единым правилам, а также делает отчетность о результатах контрольной деятельности более наглядной и прозрачной.
Новым инструментом для достижения задач по повышению качества осуществления контроля является создание в Управлении Контрольной комиссии, на заседании которой с участием представителей объектов контроля рассматриваются результаты контрольных мероприятий, возражения на акты проверок и принимаются решения по реализации результатов контрольных мероприятий. Использование механизма коллегиального рассмотрения результатов проверок и принятия решений позволяет подтвердить объективность выводов, изложенных в актах контрольных мероприятий, и сокращает количество обращений объектов контроля в судебные инстанции.
За период исполнения Управлением полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере проведено более 212 контрольных мероприятий, в ходе которых проверено более 48 млрд. рублей средств федерального бюджета, выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму более 7 млрд. рублей, применено 129 мер принуждения (выдано Представлений - 94, Предписаний -20, Уведомлений о бюджетных мерах принуждения -15), устранено нарушений на сумму более 300 млн. рублей, возбуждено 81 дело об административных правонарушениях, по материалам контрольных мероприятий, проведенных Управлением, возбуждено 3 уголовных дела, что подтверждает эффективность осуществления государственного финансового контроля на территории Курганской области.
Наиболее часто встречающиеся нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, это:
-нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов;
-недостижение целевых показателей результативности при получении объектами контроля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, невозврат или несвоевременный возврат средств в федеральный бюджет;
-нецелевое, неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств;
-нарушения порядка ведения бюджетного учета;
-полная или частичная оплата объемов невыполненных работ;
-нарушения в сфере закупок.
Управление в своей деятельности взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами субъекта. Информация по 155 контрольным мероприятиям направлена в органы прокуратуры и правоохранительные органы. Результаты проверок, проводимых Управлением, свидетельствуют о необходимости повышения финансовой дисциплины у объектов контроля, в связи с чем в приоритет все больше ставится предотвращение и недопущение нарушений. В настоящее время большое внимание уделяется предварительному анализу и контролю, что обусловлено возможностью использования государственных информационных систем Федерального казначейства.
Главное звено любого органа государственного контроля - это ревизоры: сотрудники, которые стоят на страже государственных интересов. От профессионализма ревизоров зависят качество, результативность и эффективность проведения контрольных мероприятий: будут ли выявлены финансовые нарушения и вернутся ли использованные с нарушением закона средства в бюджет.
Ревизор - не работа, а призвание! Для работы в контрольно-ревизионном органе недостаточно только теоретической подготовки. Быть ревизором - значит иметь свой особый взгляд на все, мыслить быстро и нестандартно, уметь находить подход к людям и в то же время обладать здоровым скептицизмом и объективностью.
За 95 лет много сделано по совершенствованию государственного финансового контроля, но еще больше предстоит сделать. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что в Управлении Федерального казначейства по Курганской области работают профессионалы своего дела, способные совместным трудом решить все стоящие перед Управлением задачи по осуществлению государственного финансового контроля. Поздравляем коллег и ветеранов с 95-летним со дня образования контрольно-ревизионных органов Российской Федерации!
Заместитель руководителя
Управления Федерального казначейства
по Курганской области О.Ф. Тарасова