Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Земля боготольская»

662060, Красноярский край, г.Боготол, ул. Советская, 18.
телефон: редакции +7 (39157) 2-02-05
e-mail: редакции gazetazb@yandex.ru

"Хочу. Могу. Надо"

Вопрос трудоустройства рано или поздно встает перед каждым из нас, и помочь в его решении могут учреждения службы занятости населения.

Вопрос трудоустройства рано или поздно встает перед каждым из нас, и помочь в его решении могут учреждения службы занятости населения. Однако поиск работы далеко не единственное направление работы этих органов. Очень важной сферой их деятельности является профессиональная подготовка и профессиональная ориентация граждан, особенно среди молодежи. На эту тему мы говорим с ведущим специалистом-профконсультантом КГКУ "Центр занятости населения г. Боготола" Светланой БОРОВСКИХ.

- Светлана Владимировна, разъясните, что именно включает в себя содействие в выборе профессии?

- В первую очередь, это профессиональное консультирование, тестирование, знакомство с выбранными соискателем профессиями при помощи профессиограмм, аудиозаписей или видеофильмов и планирование действий по трудоустройству. Основной задачей специалистов нашего Центра занятости является грамотное управление процессом профессионального самоопределения соискателя работы. Такое управление осуществляется не только на основе анализа рынка труда и обзора востребованных профессий, но и при учете качеств самого безработного: его образования, опыта, способностей, возможностей, склонностей и желаний. В результате, человек, находящийся в поиске работы, должен совершить осознанный выбор профессии и наметить путь к своей профессиональной деятельности - пройти обучение или переобучение, встать на учет службы занятости.

- За счет каких средств сегодня проводится профессиональное обучение?

- За счет средств Центра занятости, при этом в период обучения выплачивается стипендия и материальная помощь. Приоритет здесь отдается учебным заведениям, находящимся в нашем городе - Боготольскому техникуму транспорта и Боготольскому филиалу Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса. Обучение проводится по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда города и района. В настоящее время это продавец продовольственных товаров, помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава, электромонтер по ремонту электрооборудования, охранник, монтер пути, бухгалтер, штукатур и другие.

- Кто конкретно может воспользоваться услугами ЦЗН по профобучению, переобучению, или повышению квалификации?

- Данные услуги оказываются гражданам, стоящим на учете в нашем центре и признанным в установленном законом порядке безработными. Они получают доступ к профессиональному информированию - информации о рынке труда, о возможностях профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, информации о востребованных профессиях, а также к профессиональному консультированию. Стоит отметить, что всего с начала 2018 года на профессиональное обучение были направлены 65 безработных граждан, до конца года в программе профобучения планируется задействовать еще 92 человека по следующим профессиям - монтер пути, слесарь по ремонту подвижного состава, 1С: Предприятие, штукатур. Обучение проводится по заявкам работодателей и под гарантию трудоустройства после обучения. Поэтому, если у наших работодателей есть потребность в квалифицированных кадрах, то они могут обратиться в Центр занятости. Также Центр занятости предлагает работодателям сотрудничество по подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Данное направление может быть востребовано работодателями при наличии планов по переводу женщин на новый участок работы, выводу из вредных, опасных или тяжелых условий труда, а также при необходимости повысить квалификацию работницы с целью обновления знаний, умений и навыков перед возвращением к трудовой деятельности. Женщинам, направленным на обучение, гарантируется бесплатное получение образовательных услуг, оказывается финансовая поддержка при прохождении обучения в другой местности, подбираются графики, сроки и формы обучения.

- В последние годы ЦЗН проводит большую работу по предупреждению безработицы среди молодежи. Расскажите об этом направлении.

- Еще в 2014 году был разработан территориальный план мероприятий по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Боготоле и Боготольском районе, направленный на обеспечение профориентационными услугами молодежи, формирование профориентационной культуры населения. В его рамках активно ведется информирование выпускников школ, учреждений профессионального образования о состоянии местного и краевого рынка труда, организуются профориентационные акции для выпускников и студентов "Путь к профессиональной карьере", "Новые рубежи", "Большая перемена", а также "Мир профессий" для детей с ограниченными возможностями. Участниками данных мероприятий стали около 800 ребят. В целях активизации позиции родителей в вопросе содействия профессиональному самоопределению их детей, Центр занятости совместно с администрациями, управлениями образования, работодателями, школами города и района, Боготольским техникумом транспорта, Боготольским филиалом Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса проводит родительские собрания "Выбор профессии - выбор будущего". Не первый год у нас ведется работа под эгидой добровольческого профориентационного движения Красноярского края "Твои горизонты" на базе МБУ "Многопрофильный молодежный центр города Боготола" и МБУ Молодежный центр "Факел" Боготольского района. Достаточно сказать, что только в прошлом году с помощью волонтеров профориентационные услуги получили 1497 воспитанников общеобразовательных учреждений.

- Ясно, что в первую очередь профессиональная ориентация важна для школьников, так как именно им вскоре придется выбирать себе специальность, которой они будут обучаться в вузе или колледже. Правильно ли я понимаю, что профориентация может проводиться как на ярмарках вакансий или учебных мест, так и в школах или вузах?

- Именно так, причем, услуга по профориентации предоставляется бесплатно, и воспользоваться ей можно несколько раз. Как правило, работники нашего Центра занятости, посещая учебные заведения, проводят с учащимися беседу или читают лекцию о состоянии рынка труда в регионе и о самых востребованных профессиях. Кроме того, для школьников актуальными темами являются деятельность Центра занятости по трудоустройству, обзор учебных заведений и предлагаемые ими направления подготовки. После бесед проводится тестирование для выявления профессиональных качеств и индивидуальных предпочтений, а затем - обсуждение его результатов. Школьники и студенты получают на руки перечень профессий, соответствующий их склонностям. Еще одной формой занятий по профессиональной ориентации являются мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, ролевые игры, участники которых знакомятся с особенностями различных профессий, обсуждают перспективы трудоустройства.

- А что нужно для того, чтобы пройти профориентацию в самом Центре занятости?

- Для этого необходимо обратиться в ЦЗН, где вам потребуется заполнить заявление-анкету или согласие на предоставление услуги по организации профессиональной ориентации, которая и будет оказана в день обращения. Сначала вы отправитесь на беседу со специалистом службы занятости для выявления ваших представлений о профессиональной деятельности и трудовом успехе. В свою очередь, сотрудник службы занятости ознакомит вас с методиками и технологиями, применяемыми в определении вашего профессионального соответствия. Затем пройдете тестирование, целью которого является выявление ваших пожеланий, склонностей, предпочтений и профессионально важных качеств. На основании результатов теста и подбираются индивидуальные рекомендации по направлениям профессиональной деятельности, видам занятости.

Из составленного для вас перечня подходящих профессий следует выбрать те, которые интересуют вас больше всего. Наш сотрудник проконсультирует вас о ситуации на рынке труда, о востребованности выбранных профессий, о средней заработной плате; ознакомит с медицинскими противопоказаниями и ограничениями по состоянию здоровья, образованию, квалификации по данному направлению профессиональной деятельности и ответит на все интересующие вас вопросы. Здесь же вас ознакомят с возможностями обучения и переобучения по выбранной специальности и перспективами трудоустройства. Кроме того, можно побеседовать с психологом, который окажет соответствующие помощь, поддержку, и получить советы для эффективного поиска работы.

- Светлана Владимировна, как вы считаете, когда школьникам стоит начинать задумываться о выборе профессии, выборе места учебы?

- Думать и задумываться о выборе профессии нужно постоянно, начиная с детства и заканчивая зрелыми годами жизни. Многие считают, что выбор профессии - на всю жизнь, но это не верно. В течение жизни человек делает множество выборов. Меняется он сам, его пристрастия, способности. Меняется и рынок труда, вплоть до того, что какие-то профессии оказываются просто невостребованными или мало востребованными, а соответственно и малооплачиваемыми. Кроме того, в современном мире все больше ценятся те работники, которые осваивают не одну, а несколько специальностей, поскольку они легче включаются в новые виды работ, более гибки при изменении профиля работы, в них меньше вкладывается средств для дополнительного обучения. В итоге карьера таких людей складывается более успешно. В школе также фактически делается множество выборов, так или иначе связанных с будущей профессиональной деятельностью. Например, школьник выбирает различные кружки, спортивные секции, факультативные занятия. Он как бы пробует себя в разных видах деятельности. И вполне возможно, что увлечение каким-то занятием определит и его профессиональный выбор.

- С чего стоит начать выбор профессии?

- Чем ближе школьная финишная прямая, тем острее встает вопрос "А что дальше?". Конечно, большинство думает о том, куда пойти учиться, но будем честны - на самом деле нужно выбрать будущую профессию. И сделать этот выбор гораздо сложнее, чем решить куда поступать. Выбор учебного заведения чаще сводится к оценке шансов, а определиться с профессий - это многоуровневая задача. Нужно ответить на много вопросов: чем я хочу заниматься, какие склонности и способности у меня есть, где я могу их применить, какие профессии востребованы и так далее. Если ты, как и большинство людей, не знаешь с чего начать - начни с профориентационных тестов. И даже если у тебя уже есть идеи насчет будущей профессии, все равно пройди тесты - они помогут утвердиться в решении, а может быть, подкинут новые идеи.

- Какие ошибки допускают старшеклассники в выборе профессии?

- На самом деле список довольно большой. Во-первых, престижность профессии. Чаще всего школьники выбирают будущую специальность, опираясь на уровень престижа - это юристы, экономисты, финансисты. Хотя есть и другие профессии, которые необходимы и на них есть спрос на рынке труда, например, врач, инженер. Не стоит считать, что профессии, которые сейчас не "модные", менее важные и востребованные. Во-вторых, влияние окружающих людей. Друзья, вот кто влияет на выбор профессии. Раз все идут на эту специальность, значит, и я пойду. Но не стоит сравнивать себя с ними. Одежду ты выбираешь по своему вкусу, а не по вкусу друзей. То же самое касается и будущей специальности. В-третьих, выбор профессии из-за увлеченности только одной ее стороной. Например, актер выступает на сцене перед многочисленным зрителем, который его обожает, но этот труд очень тяжелый и требует много времени. В таком случае дети видят только одну сторону - популярность, сцена и деньги. А то, что это требует большого труда - они не видят. В-четвертых, привязанность к определенному школьному предмету. Школьник выбирает будущую специальность по любви к одному предмету. Но стоит знать, что профессии чаще всего включают в себя знания сразу нескольких школьных предметов. В-пятых, нежелание разобраться в своих способностях. Кстати, именно здесь могут помочь родители, учителя или психологические тесты на профессиональную ориентацию. В-шестых, недооценка своих физических способностей. Есть профессии, которые требуют хорошего здоровья, к ним относят все военные профессии. Но школьники это не всегда понимают. В-седьмых, при выборе профессии школьник не владеет полной информацией о ней. Он не знает, чем занимаются представители выбранной профессии и какие обязанности они выполняют. И, наконец, выбор профессии основывается на желании учиться в конкретном месте. Школьник хочет учиться в определенном городе, в конкретном вузе и ему не важно, какие там специальности и сможет ли он "потянуть" их по своим знаниям. Выбирая будущую профессию, стоит опираться на свои знания и возможности, чтобы потом не винить окружающих в том, что ты сделал не правильный выбор. Помнить, что позже можно получить второе образование, которое даст дополнительные знания или откроет путь к желанной профессии.

- И, напоследок - как понять, что сделанный школьником выбор правильный?

- Выбор профессии стоит на трех китах: "хочу", "могу", "надо". "Хочу" - личные цели, интересы, потребности. "Могу" - учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья. "Надо" - потребности рынка труда, востребованность профессии. Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Успешно выбранная профессия - та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована в обществе.

Беседовал Г. ВИНОГРАДОВ.

Автор: Светлана Рудко

По этой теме: «Хочу. Могу. Надо»

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 796

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика