Красноярский край с точки зрения благополучия жителей на фоне соседних регионов смотрится неплохо. Сказывается мощная экономика и разветвленная система социальной поддержки (почти каждый третий получает помощь из бюджета). Впрочем, о справедливости налогообложения у нас много разных мнений. И любые изменения в этой сфере вызывают вопросы - а в самом ли деле все правильно?
Недавно в комитете по бюджету и экономической политике Законодательного собрания обсуждался интересный документ с мудреным названием "Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения". За сложными формулировками скрывается простая мысль - в скором времени мы начнем платить этот налог по-новому. Давайте разбираться.
Раньше налог на недвижимость рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости. Грубо говоря, специалисты смотрели на год постройки здания и на цену строительных материалов. Такой подход не давал ответа на вопрос, сколько на самом деле стоит жилье. Ведь одно дело жить в хорошем доме в районном центре, и совсем другое - в поселке, до которого и нормальной дороги-то нет. Кроме того, налог на равные по площади квартиры в соседних домах мог различаться в несколько раз. Например, из-за того, что жилье было построено в разные годы (учитывается амортизация стройматериалов).
Во всем мире приближенной к рыночной считается кадастровая оценка. При ее расчете учитываются месторасположение дома и имеющаяся инфраструктура - близость садиков, школ, поликлиник, остановок транспорта и прочего.
Переход на новую систему уплаты налогов был инициирован на правительственном уровне несколько лет назад. За исключением нескольких субъектов Федерации все жители России уже платят за недвижимость исходя из кадастровой оценки. Оставшиеся регионы (включая Красноярский край) тоже должны перейти на эту систему - таково требование закона.
Вопрос, который в связи с этим волнует каждого: стану ли я платить больше? Однозначно ответить на него нельзя, ведь даже рыночная стоимость жилья существенно различается внутри населенных пунктов, не говоря про их сравнение между собой. Тем не менее, уже точно известно, что люди будут меньше платить в северных территориях, где спрос на недвижимость невысок. А вот в Красноярске и других городах, где ведется активное строительство, налог, скорее всего, повысится, но не у всех. Опять же все зависит от конкретного дома. Некоторые и там станут платить меньше.
- Мы ожидаем, что в связи с переходом на кадастровую оценку стоимости исчисления налога в 28 районах и городских округах края произойдет снижение поступления средств, а в 33 - повышение, - говорит министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь. - Так, в Норильске сокращение поступлений оценивается в 68,2 млн рублей, а в Красноярске дополнительные доходы составят 335,4 млн, или 83,2 % от общей суммы прироста платежей по налогу по всем муниципальным образованиям края.
Казалось бы, тем, у кого увеличится налог, ничего хорошего ждать не приходится, но тут есть нюансы. Во-первых, все сборы по налогу на недвижимость прямиком идут в муниципалитеты, которые и устанавливают по нему свои ставки. Собственно говоря, реформа отчасти и нацелена на то, чтобы города и веси получили дополнительные источники доходов. Соответственно, если городской Совет решит, что дополнительное финансовое бремя жители не выдержат, то он может снизить его в несколько раз вплоть до нуля. Правда, тогда это скажется на бюджете и выполнении социальных программ. А вот увеличивать ставки нельзя более чем в три раза - это четко прописано в Налоговом кодексе РФ. Но это в теории, а на практике вряд ли кто-либо из депутатов горсовета захочет пойти на подобные устрашающие меры.
Во-вторых, прирост произойдет в первую очередь за счет домов, введенных в эксплуатацию после 1 марта 2013 года. Дело в том, что на федеральном уровне с этой даты начался законодательный переход регионов на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Определять налоговую базу, распространяющуюся на новое жилье, инвентаризационным способом уже стало невозможно.
Поскольку в нашем крае раньше не была подготовлена почва для перехода на кадастровую оценку, то фискальные органы столкнулись с проблемой, когда объект фактически есть, но рассчитать, сколько с него следует взять налога, нельзя. В итоге собственники новостроек попросту не платили за недвижимость с того времени.
- На 1 января 2018 года объектов недвижимости, которые не имеют инвентаризационную стоимость и не облагаются налогом, в нашем крае насчитывается свыше 430 тысяч, - сообщает начальник отдела налогообложения имущества УФНС по Красноярскому краю Ольга Петрова. - Это 30 % всей недвижимости в нашем регионе. Потери местных бюджетов существенны.
Примерные оценки, насколько поднимется налог для жителей Красноярска, уже есть. На упомянутом заседании комитета по бюджету и экономической политике Владимир Бахарь рассказал, что если площадь квартиры в краевом центре составляет 76 квадратных метров, то собственник будет платить больше примерно на 200 рублей.
При этом есть несколько важных моментов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. В частности, речь идет о том, что часть уплаченных денег можно будет вернуть через известную многим процедуру налогового вычета. Для жилого дома эта мера распространяется на 50 квадратных метров, для квартиры - на 20 "квадратов". Из 40 тысяч жалоб от жителей края, поступивших в УФНС, более 10 тысяч как раз касалось невозможности использовать налоговый вычет из-за отсутствия кадастровой оценки.
Кроме того, на законодательном уровне предусмотрено плавное повышение финансовой нагрузки на людей в течение четырех лет. Ежегодно нельзя будет увеличивать налог более чем на 20% от разницы между кадастровой и инвентаризационной стоимостью. Таким образом, если человек в 2019 году заплатит тысячу рублей, то в 2020-м сумма налога не может быть выше 1 200 рублей. Но это в том случае, если кадастровая оценка превысит инвентаризационную. Если произойдет обратное, человек просто будет платить меньше.
Наконец, еще один немаловажный нюанс касается социально незащищенных категорий граждан. Для них будут сохранены все имеющиеся льготы - федеральные и региональные. Напомним, что эти меры распространяются на пенсионеров, инвалидов, Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, участников боевых операций, военнослужащих и других. Этот перечень может быть пополнен органами местного самоуправления.
Но льготники будут освобождены от уплаты налога только в отношении одного объекта недвижимости. То есть переписать несколько квартир на дедушку, чтобы обойти требования закона, не получится.
В теории все выглядит достаточно прозрачно, но на практике может произойти совершенно по-другому. Для этого, как считает председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев, необходимо предусмотреть механизм пересмотра кадастровой оценки. Грубо говоря, если человек не согласен, что его квартира стоит четыре миллиона, то ему должен быть обеспечен путь оспаривания без излишних бюрократических проволочек. На сегодняшний день эта задача возложена на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по краю. В эту работу должно включиться и созданное относительно недавно учреждение - "Центр кадастровой оценки".
- Наша задача заключается в том, чтобы не допустить несправедливой оценки, которая увеличит налоговое бремя граждан, - считает Егор Васильев. - Налогообложение должно соответствовать текущим реалиям, необходим более мягкий переходный период, который выровняет баланс между теми, кто платит много и кто не платит вообще. Органам краевой власти следует быть готовыми к большому притоку заявлений от граждан, которые выразят несогласие с кадастровой оценкой недвижимости. В связи с этим необходимо проработать механизм ее пересмотра.
С. Ветлов.