- Андрей Владимирович, какие виды мошенничества в отношении граждан в настоящее время наиболее, скажем так, популярны? Сколько фактов зарегистрировано в Боготоле?
- За два первых месяца текущего года зарегистрировано 4 обращения по фактам мошенничества. В основном речь идет об обмане граждан через Интернет. К сожалению, в настоящее время тема мошенничества становится все более актуальной, а способы совершения самих преступлений более изощренными.
- Как происходит обман через Интернет?
- Увидев товар по привлекательной цене, граждане стараются его приобрести. К примеру, на одном из сайтов человек видит объявление о продаже автомобиля и созванивается с продавцом. Тот просит задаток. Когда ему переводят нужную сумму, указанные на сайте телефоны перестают отвечать, а сам сайт вообще может быть удален из сети.
- Как защититься от таких мошенничеств?
- Не вносите предоплаты, пока не убедитесь, что покупаемый вами товар существует, а продавец - реальный человек. Например, приобретая тот же автомобиль, настаивайте на личной встрече с продавцом. Внимательно посмотрите документы на машину. При передаче денег зафиксируйте этот факт распиской с указанием данных документов, удостоверяющих личность продавца и покупателя. При покупке товаров с сайтов найдите в Интернете информацию о конкретном Интернет–магазине: давно ли он осуществляет торговлю, отзывы о его работе. Бывает также, что в полицию поступают обращения от граждан, которые стали жертвами мошенничества через соцсети. Мошенники взламывают страницу пользователя в сети и рассылают сообщения с просьбой одолжить денег всем, кто находится в друзьях. В данном случае лучше перезвонить тому, кто просит у вас в долг. Если это невозможно, задайте вопросы личного характера, на которые ваш друг точно знает ответы. Например, сколько у вас детей, их имена, марка вашей машины, как зовут вашу жену или мужа.
Еще один способ мошенничества - кредитование через Интернет: значительная сумма денег предлагается под очень маленькие проценты. Мошенники сначала просят деньги за оформление документов, потом за их пересылку, затем за оплату налога. В итоге под разными предлогами выманивают у людей крупные суммы, и только после того, как телефоны мошенников перестают отвечать, потерпевшие понимают, что их обманули.
- Ранее существовала такая схема обмана: "Мама, папа! Я попал в ДТП!" или "У меня неприятности с полицией, мне срочно нужны деньги!". Граждане еще попадаются на такие уловки?
- К счастью, на такие, всем уже хорошо известные уловки, люди теперь почти не попадаются.
- Как вообще определить, что звонил не мошенник?
- Прежде всего, не впадайте в панику. Задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут определить, точно ли он ваш родственник. Если ответы вызвали малейшее подозрение - сразу же обратитесь в правоохранительные органы.
- "Ваша банковская карта заблокирована" - подобное СМС приходило, наверное, многим. Как действовать в этом случае?
- СМС, которое приходит от банка, содержит не просто слово "банк", а его точное название. Иногда даже последние три цифры карты. Номер, с которого пришло СМС, не должен быть номером сотового телефона. Например, на мобильный телефон позвонил неизвестный, который представился сотрудником банка. Он сообщил человеку, что его банковская карта заблокирована и попросил подойти к ближайшему банкомату. После выполнения всех требований с карты потерпевшего списываются средства. Я бы в таких случаях советовал сразу прервать телефонный разговор и самостоятельно позвонить в банк. Только не по номеру, указанному в СМС. На любой карте есть номер банка, звоните по нему или лично обращайтесь в банк, даже если по телефону говорят, что при промедлении ваши деньги украдут. И никому ни в коем случае не передавайте данные своей банковской карты.
- Центральные СМИ сегодня пестрят сообщениями о мошенничествах, в результате которых происходит хищение денежных средств с банковских карт. Зафиксированы ли такие случаи у нас?
- Да, в моей практике подобные факты были. Схема здесь такая: на мобильный телефон гражданина приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному в СМС телефону, ему сообщают, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой. Затем злоумышленники используют два варианта обмана: в первом случае они просят сообщить номер карты и пин-код для ее регистрации. Получив реквизиты пластиковой карты, они переводят денежные средства на номер своего телефона. Во втором случае потерпевший подключает услугу "мобильный банк" на абонентский номер злоумышленника, после чего последний перечисляет с карты потерпевшего все деньги на свои счета.
- В последнее время также участились случаи мошенничества с использованием "мобильного банка", "онлайн-банка". Что делать? Не подключать эти опции?
- Данные системы использовать можно. Просто нужно соблюдать некоторые правила. Во-первых, у вас должна быть установлена сильная антивирусная система. Именно вирусы зачастую помогают мошенникам воспользоваться вашим онлайн-банком. Во-вторых, никогда и никому не передавайте данные вашей карты. В-третьих, желательно вообще не использовать ту сим-карту, к которой подключены все эти системы, для выхода в Интернет. Она должна быть только для онлайн-банка и мобильного банка. В-четвертых, периодически меняйте пароли от данных онлайн-систем. И еще одно правило. Если вы потеряли сим-карту, заблокировали, повредили или выбросили ее, то обязательно отключайте все онлайн-системы, которые были к ней привязаны. Когда оператор заново выпускает сим-карту, она может дать доступ к счету бывшего владельца номера.
- Удается ли вам установить преступников?
- Раскрывать подобные преступления крайне сложно, поскольку сим-карты, с которых поступают звонки, зачастую зарегистрированы на потерянные или украденные документы. К тому же сейчас есть возможность вообще без документов купить сим-карту в терминале. Как правило, если преступники устанавливаются, то раскрывается сразу серия подобных преступлений.
- Я слышал, что иногда мошенники даже представляются работниками органов социальной защиты или благотворительных организаций, входя в доверие к людям…
- Подобные мошенничества, как правило, связаны с проникновением в жилые помещения граждан, совершаются преступниками в одиночку либо вдвоем. Реже отмечается количество преступников более двух. Мошенники под предлогом оформления документов для пособий или социальных выплат, льготных проездных билетов, праздничных наборов, приобретения продуктов питания по низким ценам получают в виде оплаты за эти действия деньги с престарелых граждан, пенсионеров, ветеранов войны, после чего скрываются.
- А что вы можете сказать по поводу, так называемого, "медицинского" мошенничества?
- Анализ мошенничеств, связанных с реализацией биологических активных добавок (БАДов) под видом лекарств показывает, что они совершаются в отношении граждан, относящихся к определенной социальной и возрастной группе - престарелых граждан, инвалидов и лиц, нуждающихся в постоянном медицинском уходе. Причем, реализуемые препараты к лекарствам не относятся, они являются биологически активными добавками, порой, ненадлежащего качества и неустановленного происхождения. Потерпевшим предлагают бесплатное лечение в стационаре, но перед госпитализацией им советуют за определенную предварительную оплату пройти курс медикаментозного лечения препаратами, выпускаемыми данными фирмами. Поддавшись на уговоры мошенников, пенсионеры покупают предложенные лекарства, как правило, по ценам, завышенным в несколько раз.
- Андрей Владимирович, какие меры с вашей стороны сегодня принимаются для профилактики подобных преступлений?
- Наши сотрудники еженедельно встречаются с гражданами на предприятиях, в организациях, школах, на сельских сходах, проводят поквартирные обходы, рассказывая им о видах и способах мошенничества, раздают специальные брошюры. Таким образом, с начала нынешнего года мы проинформировали 3299 жителей города и района.
- Существует ли вообще какой-нибудь простой и действенный рецепт, чтобы обезопасить себя от мошенников?
- Мошенники хорошо знакомы с психологией человека, они очень убедительны, речь быстрая, четкая, поэтому будьте бдительны и не переоценивайте свой личный жизненный опыт. Говорите спокойно, задавайте вопросы, отвечайте, что вам необходимо подумать и посоветоваться с близкими - такое поведение обязательно отпугнет злоумышленников! Помните, мошенники очень изобретательны! Они постоянно придумывают новые схемы обмана граждан. Никогда не передавайте ваши личные данные малознакомым и незнакомым людям, не совершайте покупок по подозрительно низким ценам, проверяйте информацию, которую сообщают вам по СМС, электронной почте или телефону. Если хоть немного сомневаетесь, не перечисляйте деньги. Если же вы все-таки стали жертвой мошенников, незамедлительно звоните в дежурную часть по телефонам: 02, 2-38-02, либо на телефон "доверия". Чем раньше вы оформите заявление о происшествии, тем больше шансов "по горячим следам" задержать подозреваемых.
Беседовал Г. ВИНОГРАДОВ.