Мечтал летать.
Родился Анатолий Семенович в селе Малая Косуль. Семья занималась крестьянским трудом, но некоторое время отец – Семен Семенович трудился в артели на золотом прииске. В Боготольском районе, в начале прошлого века велась добыча золота. Старатели жили в деревне Галкино, ныне заброшенной. Отец окончил всего два класса образования, но по деревенским меркам считался грамотным. Его поставили продавцом, когда он перевез семью в село Александровка. Там Анатолий пошел в первый класс начальной школы.
- Пошел в школу как обычно в 7 лет. Но в один из зимних дней нам в школе ставили уколы, - говорит собеседник. - Я испугался и убежал на улицу. Обморозился так, что школу года на два пришлось оставить.
В 1941 году отца забирают на фронт, а когда он вернулся, семья переехала в Красный Завод, где жил брат отца - Дмитрий. Семен Семенович стал работать в кочегарке на заводе по производству спирта. В Красном Заводе Анатолий Семенович окончил 10 классов. Вскоре Анатолия Магду забирают в ряды военно-морского флота. Служить новобранцу предстояло в городе Хабаровске. Так сложилось, что из армии парню пришлось комиссоваться – повредил коленный сустав. Это было в 1957 году. По возвращении он поступил в авиатехническое училище гражданской авиации в городе Иркутске. По словам Анатолия Семеновича, мечта летать у него была с детства, и поступление в это учебное заведение оказалось чудесным везением для него. Но, проучившись год в училище, Анатолию пришлось его покинуть, так как обнаружилась армейская травма. Тем временем родители переехали в Боготол. Туда вернулся и Анатолий. Работать поступил на вагоноремонтный завод токарем. В 1959 году он поступил в Красноярский техникум железнодорожного транспорта по специальности "Эксплуатация локомотивного хозяйства". На выбор профессии повлияло то, что в родне многие были железнодорожниками. Когда окончил техникум, в 1962 году, практика у Анатолия уже была. Так как в течение года студенты, в том числе и он, работали в Красноярском локомотивном депо. По окончании техникума его, по рекомендации руководства депо оставляли работать в Красноярске. Но жить в условиях общежития, которое предоставили молодому специалисту, он не смог и принял решение вернуться в Боготол. Депо Боготольское тогда славилось как передовое. Здесь Анатолий Семенович прошел все этапы большого пути.
Эпоха новых дел
- Я начинал работать бригадиром, мастером цеха текущего ремонта ТР-3 в локомотивном депо Боготол, которым в ту пору руководил Юрий Георгиевич Солопанов. Потом меня перевели в мастера.
Работу в депо Анатолий Семенович успешно совмещал с учебой в Омском институте железнодорожного транспорта. Спустя короткое время Анатолий Магда занял должность инженера производственно-технического отдела. За отличные показатели он становится участником выставки достижений народного хозяйства 1976 года. Несколько лет трудового пути активный общественник Анатолий Магда посвятил освобожденной должности секретаря парткома локомотивного депо. В то время руководство уже Красноярской железной дороги пригласило Анатолия Семеновича занять должность главного инженера в депо Абакан с перспективой стать начальником. Но, после согласования с райкомом партии, ему в выезде отказали, так как такие кадры нужны были на местах. Когда открылась северная дорога, предлагали работу в Северобайкальске. Но, тогда же, в Боготоле он получил квартиру и никуда не поехал.
- В Боготоле родители, да и жена была против переездов, - пояснил Анатолий Семенович.
После секретаря парткома он назначается начальником производственно-технического отдела локомотивного депо, откуда в 2000 году ушел на пенсию.
Но самым важным периодом своей биографии Анатолий Семенович считает тот, что связан с внедрением системы переменного тока.
В пятидесятые годы правительством страны было принято решение о начале массового запуска на советских железных дорогах тепловозной и электровозной видов тяги, а также о прекращении строительства паровозов. Тогда осуществлялись многочисленные технические и структурные преобразования на дороге. В числе других мастеров и специалистов Анатолий Магда постигал новые технологии, переводил дорогу с тепловозно-паровозной на электрическую тягу. Когда в депо Боготол пришли первые магистральные электровозы переменного тока Н6О, они прошли через его руки мастера. В числе первых, кто осваивал новые электровозы были такие мастера как Николай Чагин, Виктор Гуляев, Анатолий Фролов, Владимир Истомин, Николай Кислицын, Георгий Пархоменко и многие другие.
- Это же было новое дело в стране! – восклицает Анатолий Семенович. - Машины эти имели свои особенности. Используемые в них ртутные выпрямители сильно усложняли эксплуатацию. И что с этим делать? Об этом еще не было написано ни учебников, ни инструкций. А мы осваивали эти электровозы. День за днем, что называется, доводили эту технику до ума, вырабатывая правила эксплуатации, содержания и безопасного ремонта. В депо мы тогда в прямом смысле дневали и ночевали. Зато и опыта набирались.
В 1976 году вышло учебное пособие "Деповской ремонт электровозов переменного тока" под общей редакцией начальника Восточно-Сибирской железной дороги в период 1964 – 1968 годов Александра Терентьевича Головатого. По просьбе руководства в работе над книгой, ее изданием принял участие и Анатолий Семенович Магда. В книге даны общие сведения о современных системах и организации ремонта электровозов переменного тока в депо. Описана технология технического обслуживания, текущих ремонтов ТР - 1, ТР - 2, ТР - 3 электровозов ВЛ 60, ВЛ 60 (К), ВЛ 80,ВЛ 80 (К) и ВЛ 80 (Т).Рассмотрены поточно - конвейерные линии и автоматизация производственных процессов.
- Мы учились сами и учили других, - повторил Анатолий Семенович. – В группе, трудившейся над созданием этого учебника, были легендарные личности, такие как кандидат технических наук Станислав Григорьевич Бутенко, Геннадий Мартынович Коренко, который в то время являлся главным инженером службы локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской дороги, а потом вырос до заместителя министра путей сообщения СССР. В работе над книгой участвовал и изобретатель Константин Александрович Марютин, который является автором способа визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза, заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги Юрий Георгиевич Солопанов, Лев Яковлевич Филькенштейн, который является автором изобретения устройства для предотвращения буксования локомотивов. Книга выдержала два издания. Востребована и поныне.
Много раз руководством дороги Анатолий Магда направлялся на разные участки. Анатолий Семенович проводил переподготовку локомотивных бригад на электровозную тягу локомотивного депо Вихоревка участка Тайшет-Лена. Только в локомотивном депо Боготольская было выпущено 4 группы машинистов, переученных для вождения электровозов переменного тока. За свою многолетнюю работу Анатолий Семенович имеет множество наград и благодарностей, самой важной из которых считает медаль Ветеран труда федерального значения.
Гармошка и мед
Уйдя на заслуженный отдых, он еще три года трудился в родном депо, не прекращая быть активистом и общественником. Много лет Анатолий Семенович являлся председателем садово-огороднического товарищества платформы Шулдат. И до сих пор дача, построенная своими руками, является для него излюбленным местом, отдушиной, а выращивание овощей, работа в саду – главным увлечением его жизни. Анатолий Семенович сам готовит чай. Кипрейный, из листьев смородины или малины – вкусовой букет довольно широк и разнообразен.
- В движении – жизнь, – убежден он. Есть у него и небольшая пасека. Медом с нее он угощает дочь и внуков, которые часто бывают в гостях у них с женой Надеждой Александровной. А в минуты отдыха и хорошего настроения Анатолий Семенович нет-нет, да и развернет меха гармони "Вятка" или баяна "Донской", которые хранятся у него на даче. Как говорит сам Анатолий Семенович, еще одно дело, которому он хотел себя посвятить – стать музыкантом. Близкий родственник Анатолия Семеновича – его дядя был профессиональным музыкантом и неоднократно просил отдать племянника в музыкальное училище. Анатолий тоже обладал хорошим слухом. Но, отец не считал профессию музыканта настоящей и настоял, чтобы сын продолжил учебу в школе и получил серьезное образование. Накануне Дня железнодорожника мы поздравляем Анатолия Семеновича с его профессиональным праздником. Желаем быть таким же энергичным, задорным и жизнерадостным еще многие годы!
И. Зайцева