В финансовом плане прошедший год по ряду объективных причин для района был весьма нелегким. О том, как исполнялись полномочия по жизнеобеспечению района в условиях жесткого дефицита бюджета, мы побеседовали с руководителями ключевых управлений: первым заместителем главы - начальником управления ЖКХ, капитального строительства, архитектуры и природопользования А. Г. Мироновым, заместителем главы - начальником финансового управления О. А. Винокуровой, заместителем главы - начальником управления образования, культуры, спорта и молодежной политики Д. В. Михайленко.
Первой взяла слово начальник финансового управления Ольга Александровна Винокурова:
– Бюджет Володарского района, как и во многих районах области, в прошлом году был дефицитным. Исполнение районного бюджета за 2016 год составило порядка 80%. Это значит, что только 80% средств поступило в доход бюджета от запланированного уровня. Основное невыполнение налоговых доходов связано с сокращением поступлений в бюджет от группы компаний "Илагро", ООО "Лакокраска". Таким образом, консолидированный бюджет района на начало 2017 года не досчитался 90 миллионов рублей. Соответственно на эту сумму не были приняты и расходные обязательства.
С 2010 до 2015 года шло неисполнение доходной части, а расходы исполнялись за счет заимствований. Таким образом, в начале 2016 года пришли к тому, что таких заимствований накопилось порядка 100 миллионов рублей. Сразу сократить такой долг невозможно, это треть доходов местного бюджета, за счет которых финансируются социальные сферы жизни района, отрасли культуры, образования, спорта, выплачиваются муниципальные пенсии. Согласно законодательству, район исполняет порядка 65 полномочий, которые должны быть подкреплены средствами. За период с 2010 года с уровня области на уровень района было передано достаточно много полномочий, которые мы должны реализовывать за счет собственных средств. В частности, выплата муниципальных пенсий – это нагрузка на бюджет района порядка 6 миллионов. Кроме того, спустя три года после введения в эксплуатацию ФОК "Триумф", он также был передан на уровень района. То есть бюджет принял нагрузку более 40 миллионов в год.
Со своей стороны мы пытаемся оптимизировать расходы, с этой целью проведен ряд мероприятий. Только на налоге на имущество в 2015 году удалось сэкономить порядка 9 миллионов рублей. Кроме того, ФОК активно зарабатывает деньги на предоставлении платных услуг, в частности, в 2016 году учреждение заработало 10 миллионов рублей, снизив таким образом нагрузку на районный бюджет.
Проведен ряд организационных мероприятий по оптимизации штатной численности аппарата управления районной администрации, в результате чего сокращены 7 единиц, что также принесло экономию средств бюджета порядка 3,5 миллиона рублей.
Весомую экономию средств мы получили и в результате объединения двух учреждений спортшколы "Авангард" и физкультурно-спортивного клуба.
Если раньше расходы на финансирование ФСК составляли порядка 12 миллионов и 10 миллионов на спортшколу "Авангард", то на 2017 год в бюджете заложено 11 миллионов рублей на объединенное учреждение. Кроме того, спортшкола начала оказывать платные услуги. Введена практика согласования с финансовым управлением договоров, которые заключают бюджетные учреждения.
Контроль за расходованием средств позволил сэкономить 27 миллионов рублей.
Важно заметить, что с 2015 года мы перешли на формирование бюджета на основании реализации муниципальных программ, в рамках которых идут 93% всех расходов бюджета.
– А какие мероприятия проводятся по увеличению доходной части бюджета?
– Активно работает межведомственная комиссия с участием глав поселений по сбору налоговых и неналоговых платежей. Общая задолженность по неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в собственности района и поселений, в 2015 году составила 30 миллионов рублей. В результате работы комиссии удалось добиться того, что в 2016 году в суд передано дел на 20 миллионов рублей. То есть рано или поздно деньги в бюджет района поступят. В целом анализ по неналоговым доходам показывает, что идет снижение недоимки.
В 2016 году мы инициировали проверку налоговой инспекцией предприятия группы компаний "Илагро", по результатам которой было установлено, что подоходный налог начисляется, но в доходы бюджета не перечисляется. Материалы по данному делу также переданы в суд.
Реализуется ряд мероприятий, которые способствуют увеличению доходов бюджета. В частности, это программы развития моногородов, поддержки предпринимательства и другие.
Надо признать, что сегодня мы пожинаем плоды того, что накопили за прошедшие годы. Жить по средствам и платить долги – вот сегодня девиз администрации Володарского района. Постепенно мы возвращаем и долги, накопленные в прошлые годы. Чтобы не прерывать бюджетный процесс, привлекаем бюджетные кредиты области, которые значительно дешевле коммерческих.
За 2016 год возвращено более 25 миллионов рублей, также была погашена кредиторская задолженность, составлявшая порядка 70 миллионов рублей, и на 1 января 2017 года она составляла всего 264 тысячи рублей.
Повторюсь, что сегодня мы учимся жить по средствам, исходя из уровня тех доходов, которые собираем.
Начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики Дина Владимировна Михайленко:
– Не смотря на трудности, в прошлом году у нас не уменьшилось количество образовательных учреждений.
В связи с переходом на подушевое финансирование в ряде образовательных организаций была проведена реструктуризация, в частности, начальная школа №51 в Решетихе была присоединена к основной школе №2 и стала ее структурным подразделением. То же самое произошло в Володарске со школой №49, которая присоединилась к школе №1. Подобная реструктуризация также затронула некоторые дошкольные учреждения. Как показала практика, при нормативах подушевого финансирования в одной казне выживать легче.
Удаленные от центра района школы в поселках Центральный и Фролищи, где сложно провести какую бы то ни было реорганизацию, переведены на индивидуальное финансирование из области.
Что касается учреждений культуры, спорта, дополнительного образования, все они также сохранены. В них произошла оптимизация штатных расписаний, была пересмотрена работа кружков на предмет наполняемости, количества групп в клубных формированиях.
Как уже озвучила Ольга Александровна, в одно учреждение объеденены ФСК и спортшкола школа "Авангард", причем количество детей, занимающихся физкультурой и спортом увеличилось с 850 до 985 человек. Повысился профессиональный уровень тренерских кадров. У спортшколы появились собственное помещение, спортивные сооружения, которых раньше не было. А их лицензирование будем проводить на сэкономленные от объединения средства.
Лицензирование по дополнительному образованию прошел ФОК "Триумф", то есть теперь тренеры имеют лицензии тренеров-преподавателей дополнительного образования.
В результате проводимых преобразований планируем освободить помещение структурного подразделения детского сада №1 в поселке Ильиногорск, куда будет переведён районный Дом детского творчества, у которого также никогда не было собственного помещения. В Володарске ДДТ размещается на арендованных площадях. Сэкономленные на аренде средства пойдут на оплату коммунальных услуг.
Сохранятся все кружки, которые ведут педагоги ДДТ в образовательных учреждениях поселений района. А для ильиногорцев откроется дополнительно как минимум шесть кружков. Также в планах ДДТ открытие спортивных групп для дошколят.
Чтобы эффективнее решать проблемы, наше управление участвует в различных областных программах. Весомым результатом участия в одной из них станет строительство школы в поселке Фролищи на 150 учащихся, которая откроется 1 сентября 2018 года. Строительство новых школ планируется также в Юганце, Володарске, Мулино.
По программе капремонта спортзалов в сельской местности отремонтирован спорткомплекс в школе №9 в Мулино. По программе "Доступная среда" закрыты вопросы для обеспечения доступности в образовательные учреждения в ряде школ района.
Для конно-спортивного клуба был приобретен подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья, а в ФОКе установлен подъемник в бассейн.
По программе "Школьный автобус" фролищенская школа получила новую "Газель", которая заменила старый микроавтобус.
Задачи перед руководителями учреждений образования, культуры и спорта сегодня стоят очень важные – не просто экономить средства, а грамотно их расходовать, в том числе и на зарплату сотрудникам. Хотела бы отметить, что в нашем районе достаточно высокий уровень заработной платы у педагогических работников. Судите сами, средняя зарплата воспитателей дошкольных учреждений по первому кварталу 2017 года составляет 25785 рублей. У педагогов школ – 27988 рублей, в отрасли дополнительного образования – 23470 рублей. Таким образом, по зарплате среди бюджетных учреждений наш район занимает 6 место в области.
В 2016 году проводилось много мероприятий в сфере культуры, спорта, образования самого разного уровня. Пользуясь случаем, хотела бы пригласить жителей района на праздник, посвященный Дню защиты детей, который состоится 28 мая в Ильиногорске. Это будет грандиозное мероприятие с участием творческих, спортивных коллективов района. Будут проводиться всевозможные мастер-классы, работать аттракционы. Словом, наших детей ждет увлекательный отдых.
– Дина Владимировна, тем не менее ходят упорные слухи о том, что Дворец культуры в Ильиногорске будет закрыт. Так ли это?
– Повторюсь, что наша задача даже в непростых условиях сохранить имеющиеся учреждения. Но надо жить по средствам. С 15 июля Дворец культуры объединяем с социально-культурным объединением. Возможно сократится штатный персонал. Но все кружки, которые востребованы жителями, в частности детьми, продолжат работать. Возможно, появятся и новые. Кроме того, мы приглашаем активных граждан, кто хотел бы на безвозмездной основе организовать кружки по интересам, обмениваться каким-то интересным опытом. Добавлю, что не будет закрыт и клуб в поселке Ильино.
Замечу, что на сегодняшний день у нас в Ильиногорске лучшая в Приволжском федеральном округе женская команда по мини-футболу. В ближайшие дни девчата уезжают по приглашению в Краснодар. Все это говорит о том, что в Ильиногорске жизнь не останавливается и будет развиваться.
Первый заместитель главы администрации - начальник управления ЖКХ, капитального строительства, архитектуры и природопользования Александр Геннадьевич Миронов:
– Приоритет работы нашего управления – повышение качества жизни граждан Володарского района. Одно из важных направлений – жилищное строительство и градостроительная деятельность.
В прошлом году мы работали по нескольким программам, в частности программе "Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем", участвовали в федеральной программе "Жилье для российской семьи", региональной адресной программе проведения капитального ремонта, в программе обеспечения жильем детей-сирот, а также граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Основная и самая емкая программа – расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В рамках программы приобретаются квартиры в новостройках, которые строятся под эту программу.
Построен дом в Володарске по улице Мичурина, 25. Было расселено 27 жилых помещений, что составило порядка 2722 квадратных метра. Также в прошлом году был заселен дом в поселке Решетиха по адресу Кирова, 1в, где приобретено 35 квартир общей площадью более 2450 квадратных метров. В настоящее время в Решетихе завершаются работы по вводу в эксплуатацию дома на проспекте Кирова, 14а, который строился по новой технологии. В общей сложности в 2016 году в эксплуатацию было введено почти 6 тысяч квадратных метров жилой площади.
В рамках реализации четвертого этапа данной программы до сентября-октября 2017 года планируем заселить дом №35 на улице Мичурина в Володарске, еще два дома строятся в поселке Решетиха на улице Комсомольской.
В прошлом году на территории района проводились работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках адресной программы проведения капитального ремонта жилья.
По итогам выполненных работ, качество которых часто не устраивало, с 2017 года мы взяли на себя функцию технического заказчика, что позволит более жестко контролировать выполнение работ по капремонту.
В рамках программы обеспечения жильем детей-сирот в 2016 году приобретены 4 благоустроенные квартиры в поселках Ильиногорск, Мулино, Юганец на общую сумму порядка 4 миллионов рублей. Средства на приобретение жилья для детей-сирот выделяются из областного и федерального бюджетов. Кроме того, в рамках программы для детей-сирот выполнялся ремонт квартир, общая стоимость которого составила 252 тысячи рублей. Хотел бы заметить, что проводя конкурсные процедуры по подбору квартир, мы сэкономили средства, что позволит в этом году обеспечить жильем большее количество ребят, ожидающих очереди на получение жилья.
Жилые помещения также были приобретены для участников Великой Отечественной войны и вдов. Общая сумма составила 3 миллиона рублей. Жилье также приобретается за счет средств федерального бюджета, но с заявками выходит районная администрация.
В рамках оптимизации часть функций контроля и технического надзора была передана управлению строительства и ЖКХ.
В прошлом году мы впервые в контакте с управлением образования проводили мероприятия по подготовке образовательных учреждений к учебному году.
Продолжались работы по газификации населенных пунктов на территории Красной Горки – в Голышево, Щелканово, Охлопково, Старой Сейме. Сейчас идут работы по газификации Ильино. Надеемся, что в этом году мы сможем подключить деревню Седельниково.
Наше управление также занимается транспортной политикой для удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках и обеспечении безопасности дорожного движения.
Самым значимым достижением 2016 года можно считать передачу в муниципальную собственность четырех автодорог: от трассы М7 через до Обелиска в Мулино, от Обелиска до Центрального, от трассы М7 через Новосмолинский до Мулино и от М7 до Фролищ. Сейчас решается вопрос передачи дорог на баланс области. Процесс этот идет не так быстро, как хотелось бы, поэтому рассматривается возможность ремонта дорог параллельно с их передачей.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства мы выполняем задачи по координации работ всех структур, которые оказывают услуги ЖКХ населению. Все сведения о нарушениях поставки ресурсов стекаются в дежурно-диспетчерскую службу ЖКХ.
На основе проведенного анализа эффективности деятельности МУПов, где учредителем является районная администрация, принято решение о передаче имущества в концессию с целью вовлечения инвестиций и эффективного их использования. В качестве концессионера выбрана Нижегородская областная коммунальная компания, где более 50% собственности находится у правительства области. В сфере благоустройства в 2016 году принято решение о передаче части полномочий от поселений в район в области контроля за благоустройством. В результате контроля выдано 117 предписаний о нарушениях правил благоустройства, составлено 10 протоколов о мерах административного воздействия.
На уровень района переданы полномочия по отлову безнадзорных животных. В рамках действующего законодательства проводятся ветеринарные мероприятия, стерилизация бездомных животных, которые затем вновь выпускаются в привычную среду обитания.
В прошлом году было отремонтировано 20 детских площадок, 16 контейнерных площадок, установлены новые, ликвидированы 14 несанкционированных свалок, высажены деревья.
Проводятся различные экологические акции, в том числе с привлечением волонтеров. В рамках этих мероприятий проводится уборка берегов рек и озер. Хотелось бы заметить, что работы было бы меньше, если бы отдыхающие убирали за собой мусор, который они щедро отставляют в местах отдыха.
Важная сторона деятельности управления – пассажирские перевозки населения. Здесь мы ведем работу по оптимизации маршрутов, чтобы это было выгодно и жителям, и перевозчикам.
Все, что я сказал, это очень краткий и сжатый обзор деятельности нашего управления. А в завершение хотел бы сказать, что мы работаем для жителей, делаем все возможное для повышения качества жизни граждан района. Лучше всего это получается там, где мы плотно работаем с органами местного самоуправления поселений.