"Круглый стол" ветеранов педагогического труда, заслуженных педагогов Российской Федерации и представителей молодого поколения учителей, которые только делают первые шаги на ниве просвещения, прошел в структурном подразделении школы №1 г. Володарск.
В ходе беседы участники встречи не только познакомились с новыми коллегами, но и попытались ответить на главные вопросы: кто он, современный учитель, и каким должен быть?
Встречу открыла заместитель главы администрации – начальник управления отдела образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Володарского муниципального района Д. В. Михайленко.
– Сегодняшнее мероприятие – это отличная возможность для ветеранов педагогического труда поделиться опытом, а для молодежи – шанс понять всю важность и ответственность выбранной профессии.
Диалог поколений начался с выступления одного из корифеев педагогического труда, Почетного гражданина Володарского района И. Н. Павлючкова.
В этом году Отличнику просвещения исполнилось ни много ни мало – 90 лет! Из них 50 лет жизни отдано любимому учительскому делу. Детство и юность И. Н. Павлючкова были трудными, пришлось пережить оккупацию, годы войны.
– В 1944 году меня призвали на службу в армию, к этому времени я успел закончить только семилетнюю школу. Затем учился на минометчика, по окончании учебы остался на службе в 45-й учебно-стрелковой дивизии в белорусском Борисове, охранял военные объекты. В 1945 году стал курсантом Ленинградского военно-ветеринарного училища. Спустя два года училище было расформировано, я успел закончить только два курса. Меня направили в танковый батальон в город Кировокан, где я осваивал профессию механика-водителя, а заодно и возглавлял комсомольскую организацию батальона. Был делегатом XV съезда ВЛКСМ Армении.
Думал, что в дальнейшем стану профессиональным военным, но судьбе было угодно иное. О карьере военного пришлось забыть раз и навсегда по двум причинам: жил на оккупированной территории, и мой отец в годы войны был в плену... Пережить такое было очень трудно.
После демобилизации прибыл в Воскресенский район Горьковской области. Работал заведующим клубом, но самое главное пришлось вновь сесть за парту, чтобы получить среднее образование.
В школе встретил свою судьбу – Луизу Витальевну Склянину, молодую учительницу, преподававшую географию и биологию.
Затем закончил Вязниковский педагогический институт и получил распределение в Володарский район. Трудовую деятельность начинал учителем физики и математики в решетихинской вечерней школе, заочно закончил Горьковский пединститут, а уже в 1963 году возглавил среднюю школу в поселке.
Прошел путь от рядового учителя до заведующего районным отделом образования.
Вот так интересно складывались не только профессиональная деятельность, но и жизненный путь И. Н. Павлючкова. Педагогику он считает делом всей своей жизни, а профессию учителя – призванием.
Выходит, что учителями не рождаются – ими становятся! Ну, а чтобы состояться в этой профессии, по словам Заслуженного учителя России, необходимо, прежде всего, любить детей и свое дело, никогда не останавливаться в собственном развитии, всегда стремиться совмещать теорию с практикой.
В школах Володарского района всегда работали высокопрофессиональные педагоги, люди творческие, инициативные и неординарные. Их достижения отмечены государственными и отраслевыми наградами.
В этот день самые искренние слова признательности и благодарности звучали в адрес настоящих тружеников и подвижников благородного дела, кто каждый день отдавал свою душу, терпение и заботу подрастающему поколению.
Ветераны педагогического труда рассказывали и о своих коллегах. Для первого директора Новосмолинской школы №48 (в наст. вр. №8) Г. Н. Присяжнюк настоящими кумирами в профессии были учителя Зинаида Михайловна Осипова и Антонина Михайловна Пугачева, которые были не только профессионалами, умеющими дать крепкие знания, но объектами для подражания.
Сама же Гертруда Николаевна – педагог в третьем поколении. Она пришла в школу, закончив филологический факультет пединститута. Учительская династия – это особый образ жизни. Когда продолжателями дела становятся дети, есть полная уверенность, что здесь нет случайности, нет ошибки.
Заслуженный учитель России Г. Н. Присяжнюк ни дня не представляла без любимого дела, пройдя трудовой путь от рядового учителя до директора школы. И на каких бы должностях она не работала, цель была одна: сделать процесс обучения творческим, интересным и доступным для каждого ребенка. В своей работе всегда выделяла главное: увидеть индивидуальность ученика, помочь ему развиваться, поверить в свои силы.
– Быть учителем – ответственный труд, потому что необходимо учить не только детей, но прежде всего себя, потому что обучать – это значит вдвойне учиться. А молодым педагогам хочу пожелать быть достойными выбранной профессии!
С первых дней работы в смолинской средней школе №46 (ныне №6) А. Т. Пугачева зарекомендовала себя как учитель-новатор, который активно внедрял в работу самые передовые приемы педагогики.
Антонина Тихоновна, учитель русского языка и литературы, всегда умела привить интерес к учебе, сформировать активную жизненную позицию у ребят и коллег.
– Я жила и росла в очень бедной семье, нас, детей, было трое. Жили в небольшой комнатенке в бараке. Мои родители были малообразованными людьми, работали на заводе в Горьком. Сколько себя помню, всегда училась хорошо. Выпускной класс закончила с золотой медалью. Для наших соседей по бараку это было диво. Взрослые люди приходили к нам в дом и просили меня: "Тоня, покажи медаль...".
Без вступительных экзаменов я поступила на историко-филологический факультет пединститута и тоже закончила его с отличием. Получила направление на работу в среднюю школу №46. Сначала преподавала русский язык, литературу и историю, затем стала заместителем директора по воспитательной работе, совмещая эту должность с работой учителя истории.
Позднее была назначена директором школы и проработала на должности 33 года. Очень люблю свою профессию, хотя выбрала ее стихийно – мечтала быть актрисой, занималась танцами, посещала занятия в драмкружке, любила декламировать стихи...
С выбором профессии помогла моя учительница, за что, я ей безмерно благодарна. Горжусь, что я педагог! Очень люблю школу, детей, коллег.
За годы работы на посту директора А. Т. Пугачевой удалось сделать школу одной из лучших в районе. Передовой опыт работы педагогического коллектива неоднократно освещался в методической и специальной литературе, распространялся на областных совещаниях, заслушивался в Москве и Ленинграде.
– Хороший учитель всегда многогранен. Он должен быть креативным, открытым к новому, использовать современные подходы к обучению, – считает Заслуженный учитель России, Почетный гражданин Володарского района А. Т. Пугачева.
Именно она является для многих образцом настоящего учителя – тактичного, интеллигентного, глубоко порядочного и справедливого человека.
Конечно, школа изменилась. Изменяются учебные программы, меняются ученики... Но каким должен быть учитель, хорошо знает и ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель России, Почетный гражданин п. Решетиха Н. И. Грызунова.
– Давно замечено, что случайные люди в школе не приживаются. Остаются лишь преданные педагогике люди, любящие свою работу и детей.
Как рассказала сама Нина Ивановна, путь в профессию учителя для нее был непростым. Она родилась и выросла в бедной и многодетной семье, где было семеро детей. О профессии учителя мечтала с детства, считая, что работа с детьми – её призвание.
Но после окончания 8 класса пошла работать, чтобы помочь выжить семье. Параллельно училась в вечерней школе, не переставая мечтать о профессии учителя. И, наконец, решилась и подала документы в Городецкое педучилище.
Карьеру педагога начала в одной из школ Городца, а продолжила в родной Решетихе, где прошла путь от старшей пионерской вожатой, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов, заместителя директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе до директора школы.
– Учитель – состояние души, призвание, вдохновение... Профессия – труднее не найти! Зато результат – познание и прозрение. Да и что может быть лучше, чем учить детей, давать им знания, быть наставником, вдохновлять ребят на добрые начинания, – считает Н. И. Грызунова.
Никогда не жалела о том, что выбрала профессию учителя и Заслуженный учитель России Т. А. Лейкам, которая также отдала любимому делу не один десяток лет.
– Я убеждена, что те, кто отдал жизнь школе, остаются учителями навсегда! А если, кому не нравится в школе, уходите сразу! – говорит Татьяна Александровна.
После окончания Юганецкой школы она уехала в Сибирь, где успешно закончила университет по специальности филология. А затем вернулась в родные пенаты.
Четыре года проработала учителем русского языка и литературы в вечерней школе, а затем директор школы №44 А. С. Гуськов пригласил молодого, подающего большие надежды учителя на должность организатора внеклассной работы. Позднее Александр Степанович передал ключи от школы новоиспеченному директору Т. А. Лейкам.
–Тогда я с семьей жила в Дзержинске и в течение 20 лет ездила на работу в школу на первой электричке и нисколько не жалела.
Работу в школе, своих учеников и коллег Татьяна Александровна вспоминает с особой теплотой.
– Любовь к детям, энергичность, терпение, преданность любимому делу, чувство юмора, трудолюбие, оптимизм – такими качествами должен обладать человек, который хочет стать учителем, – считает Т. А. Лейкам.
Ветераны педагогического труда на "круглом столе" охотно делились своим богатым опытом, впечатляюще рассказывали о жизненных моментах.
Например, заслуженные учителя России – учитель русского языка и литературы школы №3 (№53) Л. П. Майорова и учитель начальных классов школы №12 (№52) В. С. Ширшова отметили, что современный мир быстро меняется, меняются дети, выдвигаются новые требования к педагогам, но отличное знание своего предмета и педагогический талант учителя всегда высоко ценятся учащимися, родителями и коллегами. А еще они убеждены, что искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере.
В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в тоже время и самых сложных профессией.
На встрече за "круглым столом" поколение ветеранов преподнесло молодежи важный урок на будущее – учиться и узнавать всегда что-то новое учителю необходимо на протяжении всей жизни. Тогда и школьный предмет он будет преподносить неординарно, и интерес учеников к предмету не угаснет.
Конечно же, с ответным словом выступили начинающие педагоги. В частности, о своих первых шагах в профессии опытным коллегам поведали учитель математики школы №3 Е. Н. Аладьина, учитель начальных классов школы №1 М. Н. Осяева и другие. Речь шла не только о передаче знаний, но и о секретах общения с учениками и их родителями.
Молодые педагоги – участники "круглого стола" выразили благодарность организаторам встречи за обмен драгоценным опытом, за жизненные советы, которые в дальнейшем пригодятся в педагогическом труде, с надеждой, что такие встречи станут постоянными.
В ответ ветераны педагогического труда, в частности, Т. А. Лейкам заметила, что встречи нужны для обеих сторон. Молодые воспринимают опыт старшего поколения, а ветераны узнают о новом.
На таких встречах можно узнать о ценностях, которые остаются в учительской среде. Главное, что вынесли начинающие педагоги с этой встречи, это то, что если они пришли в эту профессию, то нужно оценивать, смогут ли они в ней работать.
И, конечно же, участники круглого стола поздравили друг друга с праздником – Днем учителя!
А мы будем верить, что первая такая искренняя встреча без сомнения положила начало еще одной доброй традиции в нашем районе.