К участию во всероссийском конкурсе приглашались юные ученые и специалисты (школьники 8-11 классов), способные планировать и проводить научные исследования, вести наблюдения за природными экосистемами при помощи высокотехнологичного оборудования.
В проекте приняли участие более 15 тысяч школьников. Для решения столь сложных и неординарных задач привлекались талантливые школьники с оригинальным мышлением, имеющие высокий уровень подготовки по одному, нескольким или всем школьным предметам – обществознанию, физике, математике, информатике, биологии, географии, способные решать нетривиальные задачи в ходе проекта.
Проект проходил в три этапа: первый – предметный отборочный тур; второй – проектный отборочный тур; третий – финальный, который проходил в марте в Образовательном центре "Сириус" г. Сочи, где был создан оперативный дежурный штаб, и ребята в режиме реального времени отслеживали процессы формирования залежек гренландского тюленя на льдах Белого моря и передавали полученные данные в оперативном режиме Администрации морских портов Западной Арктики с целью организации движения ледоколов в обход скоплений тюленей.
Отборочные туры конкурса "Бельки-2019" – индивидуальный предметный и командный проектный – проходили на международной платформе Глобал Лаб.
Софья Бароха успешно прошла предметное тестирование, выполнив тесты и творческое задание, и получила возможность выступить специалистом в одной из проектных команд на втором этапе конкурса. Из участников-победителей были сформированы проектные группы из пяти человек, куда кроме Софьи вошли ребята 8-10 классов "Лицей" г. Арзамас.
Команды, пройдя обучение по вебинарам, выполняли проектные работы и создавали геопорталы по проектным кейсам, сформированным на основе архивных данных.Члены группы координировали свою деятельность по скайпу и электронной почте.
В феврале экспертное жюри провело оценку предоставленных проектных работ и определило финалистов, которыми стали 15 школьников из 14 городов России.
В финал конкурса "Бельки-2019" прошла и команда Софьи. Именно эти ребята в марте отправились в Сочи в Образовательный центр "Сириус". Победители вошли в состав оперативного штаба по спасению детенышей тюленей.
Ребята с помощью космических снимков, в том числе в режиме реального времени, искали залежки гренландских тюленей на льдах Белого моря. После чего передали эту информацию в Администрацию портов Западной Арктики, чтобы провести суда и ледоколы в обход залежек для спасения бельков – детенышей тюленей.
Бельки в первые недели после рождения не умеют хорошо плавать и гибнут при повреждении льдин судами. Ребята не только обучались, но и получали опыт работы с оборудованием для приема космических данных, заказа, приема и обработки данных с реальных спутников, получения аналитической информации для тематического дешифрирования космических снимков, взаимодействия с административными органами для передачи итоговой информации. Проект реально способствовал изучению и сохранению природы Арктики.
"Участвуя в проекте, я получила огромные возможности для своего развития, научилась работать с картами, с космическими снимками, – рассказала Софья. – Из вебинаров и в процессе работы узнала много новых понятий, разобралась во многих проблемах, научилась находить решения, получила интересную информацию о гренландских тюленях и бельках. Познакомилась с новыми интересными людьми, за которыми старалась тянуться и соответствовать их уровню. Улучшила свои навыки работы в команде. В центре "Сириус" мы получили возможность для творчества, проявить свои способности. Самое главное – не быть равнодушным, быть активным, стремиться вперед. Наше будущее мы создаем сегодня сами".
Родители Софьи отметили, что рады возможностям, которые предоставляет Гимназия, где учится Софья, и наше государство для развития детей. Конкурс позволил окунуться в творческую, самобытную атмосферу высокотехнологичного проекта, возможность участвовать в нестандартных решениях творческих задач вместе с командой единомышленников, учиться у специалистов и ученых.