Ее цели, задачи и приоритеты закреплены в "Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", разработанной во исполнение поручений Президента РФ от 25 мая 2017 года и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 года №1837-р.
О том, с какими ситуациями, нарушающими права потребителей, то есть всех нас, чаще всего приходится сталкиваться в повседневной жизни и как их решать, мы побеседовали с начальником отдела экономики администрации Володарского района С. А. Андреевой.
– Светлана Александровна, иногда случается ситуация, когда, расплатившись на кассе в магазине, мы обнаруживаем в чеке несоответствие цен – пробитой и той, что значилась на ценнике в торговом зале. При этом продавцы не всегда соглашаются продать товар по той цене, что указана в торговом зале. Вправе ли покупатели требовать этого?
– Ответ на вопрос вытекает из перечня прав потребителей, в числе которых есть право на достоверную информацию о товаре и услугах. А именно это право нарушается в данном случае.
Действительно, очень знакомая ситуация: берем с полки товар по одной цене, а на кассе нам пробивают его по совершенно другой, причем, как правило, больше указанной на ценнике. Обычно продавцы это объясняют тем, что не успели поменять ценник.
Однако законодательством в сфере защиты прав потребителей предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе, о его цене, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Право потребителя на получение информации установлено статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей", п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55. При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике.
В магазинах ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана. Поэтому в данной ситуации потребитель имеет полное право требовать продать товар по той цене, что указана на ценнике.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, необходимо обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данном факте и потребовать исправить нарушения, то есть продать товар по цене, указанной на ценнике.
– А если покупатель получает отказ. Что делать тогда?
– Если администратор игнорирует ваши просьбы, попросите "Книгу отзывов и предложений". В этом вам точно не может быть отказано. В книге со всеми подробностями опишите возникшую ситуацию, указав дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку. При возможности сфотографируйте этикетку товара и ценник в качестве доказательства хотя бы на мобильный телефон.
Для получения письменного ответа на вашу жалобу оставьте свои контактные данные. Важно иметь в виду, что, если вы уже расплатились за товар, и только после заметили ошибку, магазин все равно обязан выплатить разницу в цене между чеком и ценником.
– А если и письменная жалоба осталась без должного ответа?
– В случае неразрешения спорной ситуации, потребитель вправе обратиться в органы Роспотребнадзора, в частности, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск, Володарском районе, с письменным заявлением лично или направив почтовое отправление по адресу: город Дзержинск, проспект Дзержинского, дом 19А, либо заполнить специальную вебформу с авторизацией в Единой системе идентификации и аутентификации на сайте Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в разделе "прием обращений граждан". К заявлению необходимо приложить копии жалобы к продавцу, ответа магазина на жалобу (при наличии), фотографии этикетки товара, ценника и чека.
При наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт продажи товаров по цене не соответствующей ценнику, продавец может быть привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем необходимо отметить, что в силу своих полномочий органы Роспотребнадзора не вправе в административном порядке обязать продавца вернуть потребителю разницу в цене приобретенного товара, поскольку, согласно статье 11 Гражданского Кодекса РФ, полномочиями удовлетворять требования имущественного характера наделены исключительно судебные органы.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей жители Володарского района также могут обратиться к нам – в отдел экономики администрации Володарского района, а также в Многофункциональный центр.
– Светлана Александровна, обозначьте и контактные данные организаций, оказывающих гражданам помощь в вопросах защиты прав потребителей.
– Специалисты территориального отдела Роспотребнадзора оказывают консультационную помощь гражданам в ежедневном режиме, телефоны: 8(8313) 22-04-30, 22-18-55.
В отдел экономики администрации Володарского района Нижегородской области также можно обратиться лично, либо по телефону 4-08-78 или направив обращение по электронному адресу: uipitvld@mail.ru; а также посредством размещения обращения на официальном сайте администрации Володарского муниципального района.