Главной целью урока стало формирование правовой культуры обучающихся, воспитание свободных активных граждан, осознающих свои права и механизмы их защиты.
Современному российскому обществу необходимы самостоятельные, активные, творческие личности, способные делать выбор и брать на себя ответственность. Но чтобы активно пользоваться своими правами и выполнять обязанности, необходимо знание и понимание значения важнейших правовых документов.
Урок начался с интерактивной лекции, которая также включала проблемную беседу, где гимназисты демонстрировали полученные на уроках обществознания, права и истории знания, эрудицию, логику рассуждений, этику ведения публичной дискуссии. Лекция сопровождалась демонстрацией слайдов, видеороликов.
Ребята активно включились в работу. Они вспомнили, когда и как была принята Декларация прав человека, узнали интересные факты о роли Советского Союза и его представителя – известного юриста-международника академика В. М. Корецкого, первого заместителя председателя Комиссии по правам человека ООН, на которую в это время была возложена задача разработать проект Всеобщей декларации прав человека. Ребят удивил факт, что Декларация переведена более чем на 500 языков мира, и является самым переводимым правовым документом на планете.
Гимназисты вспомнили основные права и свободы, зафиксированные в Декларации. Отметили, что Конституция РФ закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Ребята проследили непростой путь конституционного развития России, отметили роль каждой Конституции СССР, подчеркнув, что Конституция РФ 1993 года была принята на всеобщем референдуме россиян.
Летом текущего года состоялось общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, которое поддержали 78% граждан России.
Во второй практической части урока гимназисты обратились к текстам важнейших правовых документов. Они нашли статьи Конституции РФ наиболее близкие к содержанию статей Всеобщей декларации прав человека, сравнили и проанализировали, чем формулировки статей отличаются друг от друга.
Решение практических ситуативных задач прошло в форме интересной и горячей дискуссии. В правовой задаче ребята должны были определить, имеются ли нарушения норм Конституции РФ, есть ли несоответствие с положениями Всеобщей декларации прав человека, можно ли оправдать нарушение закона благими целями, будет ли закон в случае его принятия противоречить Конституции РФ, положениям Всеобщей декларации прав человека. Особенно бурное обсуждение вызвала задача об обсуждаемом в Государственной Думе законе о том, что выпускники вузов, обучавшиеся за счет бюджетных средств, должны отработать по распределению не менее 10 лет. Уклонение от такой обязанности повлечет уголовную ответственность. Как должны проголосовать депутаты, чтобы не допустить нарушения Конституции Российской Федерации? Несоответствие каким положениям Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации можно усмотреть в случае принятия такого закона? Мнения были самые разные! Ведь скоро ребята сами станут студентами.
Урок оказался полезным для всех. Продолжением будет урок решения реальных правовых заданий ЕГЭ. Уверены, наши гимназисты справятся!