Согласитесь, ситуация не для слабонервных! И хотя из окон домов было видно, что все кругом перерыто и ведутся работы по замене теплосетей, людей это не успокаивало, а еще больше возмущало: почему те, кто за этим стоит, не последовали народной мудрости и не подготовили телегу, то есть теплосети летом, а дождались зимы? Предположения высказывались самые радикальные, вплоть до тех, что кто-то просто "отмывает деньги"…
Как все обстояло на самом деле, и к каким испытаниям в дальнейшем готовить себя жителям? Об этом мы побеседовали с первым заместителем главы МСУ Володарского района Александром Мироновым.
– Александр Геннадьевич, кем и почему ситуация была доведена до абсурда: извините, но назвать иначе то, что замена теплосетей началась чуть ли не зимой, не могу.
– В данной ситуации уместно будет сказать: "Лучше поздно, чем никогда"…
Сразу же хотелось бы извиниться перед жителями улицы Мичурина за предоставленные неудобства. Но ситуация сложилась критическая: ветхие сети и угроза аварий по итогам отопительного сезона 2019-2020, отсутствие средств у "ресурсников" в связи со снижением платежей из-за пандемии, выделение средств из областного бюджета в начале отопительного сезона…
За несколько десятилетий без капитальных ремонтов сети теплоснабжения и горячего водоснабжения обветшали, и при повышении температуры теплоносителя и давления в системе, просто рвались как бумага. Теперь же замена труб на самых проблемных участках произведена, отопление подается на 0,5 килограмма выше, чем позволяло состояние сетей до этого, и тепло теперь может доходить до всех потребителей. Надеюсь, жители это заметили.
– Да, стало теплее, но через какие испытания и для людей, и для коммунальщиков, которые в мороз на ветру работали даже по ночам! Неужели не правильнее было провести соответствующие работы в теплое время года?
– Наверно, правильнее. Но, поверьте, в этом случае аварии преследовали бы нас в течение всей зимы, и теплоснабжение пришлось бы отключать чуть ли не каждый день. Думаете, местные власти и коммунальные службы не знали, в каком плачевном состоянии находятся на Мичурина сети? Прошлый отопительный сезон с постоянными авариями на сетях теплоснабжения и вынужденным снижением давления, показал, что необходимо предпринимать меры по капитальному ремонту сетей и замене запорной арматуры. Мы отлично понимали, что с теми сетями, какие есть, еще одну зиму нам не перезимовать, поэтому еще в начале нынешнего года стали искать возможности их ремонта во время подготовки к отопительному сезону, в том числе просили средства в области.
Однако, как все мы знаем, грянул коронавирус, и в весеннее и летнее время все основные резервы и средства направлялись на мероприятия, так или иначе связанные с ним. В том числе у ресурсоснабжающей организации снизились платежи от населения, и средств на запланированные капитальные ремонты в рамках подготовки к зиме оказалось недостаточно.
Только осенью правительство Нижегородской области смогло выделить субсидию для ООО "УК "НОКК" на работы по подготовке к отопительному сезону, в том числе на капитальный ремонт части аварийных сетей теплоснабжения в Володарске. Пока проводились конкурсные процедуры в рамках действующего законодательства, оформлялась необходимая документация – наступил ноябрь. Непосредственно к ремонтным работам по замене участков сетей удалось приступить лишь в конце ноября. Наступили холода, при повышении температуры теплоносителя и давления в системе, трубы стали то тут, то там "рваться". Это совпало с проведением основной фазы ремонтных работ.
Да, неудобства доставили, и от себя и теплоснабжающей организации еще раз приношу за это извинение жителям улицы Мичурина. Пришлось несколько раз полностью отключать отопление, но все-таки благодаря слаженным действиям всех заинтересованных служб и лиц, не заморозили систему. Теперь, когда в основном трубы заменили, подавать тепло на дома должны в нормативе и отапливать, действительно, жилые помещения и объекты соцкультбыта, а не улицу, что наблюдалось прежде из-за ветхости сетей.
Работы продолжаются, до Нового года необходимо поменять еще ряд участков сетей отопления и горячего водоснабжения.
– Между тем, ходят разговоры, и вам ли их не знать, что работы начали зимой, чтобы до конца года НОКК – наша ресурсоснабжающая компания – успела "отмыть" деньги…
– Ну, о чем вы?! Как можно отмывать деньги, которые выделены губернатором Нижегородской области на работы для безаварийного прохождения отопительного периода?! За каждую копейку отчет держат как муниципальные власти, так и УК НОКК! И задержка с ремонтами произошла, в том числе, и по причине необходимости соблюдения всех процедур, предусмотренных законодательством.
Да, начиная замену теплосетей практически зимой, мы знали, что будем для всех нехорошими и подвергнемся критике, но на этот непопулярный шаг пошли сознательно ради того, чтобы люди в разгар зимы не остались надолго с холодными батареями, а в конце концов почувствовали нормальное тепло в своих квартирах.
– То есть, получается, что во всем виноват коронавирус, а не НОКК, ни ВУК, ни вы – районная администрация…
– Полагаете, буду защищать честь мундира? Не буду, ведь люди действительно мерзли, терпели неудобства и в этом априори виновата власть, ведь то наша задача: обеспечить людей теплом. Кроме того, подвиг одних, это, как правило, недоработка других, и тут отвечают все, от кого зависит тепло в квартирах жителей, потому что одни являются ресурсоснабжающей организацией, другие – управляющей компанией, третьи – районной и городской властью…
– Сети поменяли, но котельная осталась прежней. Хватает ли ее мощностей на то, чтобы отапливать столь густонаселенный микрорайон?
– Мощностей котельной хватает, не волнуйтесь. Кроме двух современных котлов, обеспечивающих теплом, есть резервные, хотя они морально и физически устарели, но находятся в рабочем состоянии... И для того, чтобы "нагнать температуру", были задействованы и эти резервные котлы. В итоге тепло, как уже сказал, доходит теперь в необходимом объеме до всех домов, а если есть где-то проблемы по отдельным стоякам, то специалисты управляющей организации "ВУК № 1" по заявкам жителей отрегулируют и отремонтируют.
– Средств, выделенных областью, хватило на то, чтобы поменять все сети или проблемные участки остались?
– Работа проведена большая, как за счет субсидии областного бюджета, так и за счет средств УК НОКК. В том числе, произведены ремонты и частичная замена сетей от котельной до тепловых узлов, проведена замена части запорной арматуры, проведены ремонты сетей теплоснабжения у домов 9, 13, 17, 19 – они там нещадно текли. Работы будут продолжены по участкам после повышения уличной температуры. Кроме того, идут работы по замене сетей горячего водоснабжения.
Да, проблемные участки остались и их немало, но угрозы остаться без отопления или "заморозить систему" сейчас нет. Все проблемные участки "взяты на карандаш", и работы на них планируется провести в весенне-летний период. В будущем году работы продолжатся.
– То есть, нынешней зимой отключений тепла в домах на Мичурина больше не случится?
– Отключения будут. Но, надеюсь, уже не такие масштабные, и без таких последствий…
– Александр Геннадьевич, людей волнует и такой вопрос: будет ли перерасчет оплаты за тепло в связи с тем, что его порой просто-напросто не было?
– Узлы учета потребления тепла стоят практически во всех домах на улице Мичурина, поэтому расчет будет производиться за фактически потребленную тепловую энергию. Пусть люди не беспокоятся, им все пересчитают в соответствии с законом.
– В случае, если с подачей тепла снова что-то пойдет не так, людям куда обращаться, кому жаловаться? До НОККа не дозвониться…
– В районе создана единая дежурно-диспетчерская служба ЖКХ, ее телефон: 4-10-01. Если что-то не так с подачей тепла, воды, с электричеством, газом, состоянием дорог – жители звонят по этому номеру. Ни один звонок, ни одна жалоба не остаются без внимания. Благодаря этой линии, мы сегодня имеем возможность оперативно отслеживать изменение ситуации с качеством услуг ЖКХ, в том числе своевременно реагировать на проблемы, возникающие у жителей, и устранять их.
Все звонки фиксируются и вносятся в "регистратор", сведения о технологических нарушениях и заявки жителей сразу становятся "достоянием" всех контролирующих органов, и они видят, какая жалоба когда поступила, и как, и в какие сроки, на нее отреагировали организации, отвечающие за предоставление жилищных и коммунальных услуг.
– Вероятно, телефон не замолкает?
– А он для этого и создан. Кстати, пока не было пандемии, мы проводили для потребителей услуг ЖКХ обучение, рассказывали, какие у них есть права, в какие контролирующие организации можно и должно обращаться в случае нарушения этих прав.
Надеюсь, когда закончится особый режим, вызванный пандемией, мы продолжим это обучение.
– Ну, это не скоро будет, а вот Новый год, как говорится, уже на носу. Хочется, чтобы в квартирах володарцев в эту ночь было тепло.
– Мне тоже хочется, чтобы у жителей Володарского района не только в новогоднюю ночь, но и весь год было тепло, светло и комфортно. И поверьте, все организации ЖКХ района делают все, чтобы это так и было.