Ответ Волго-Вятского ГУ Банка России:
Действительно, Банк России зафиксировал высокую активность злоумышленников по одной из схем мошенничества. Ее суть сводится к тому, что человека убеждают оформить кредит, а затем перевести эти деньги на счета мошенников. Для обхода проверок со стороны банков (антифрод-систем) злоумышленники просят граждан переводить единовременно за одну операцию не более 15 тыс. рублей при том, что в итоге общая сумма ущерба может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
Само мошенничество происходит в два этапа. На первом этапе злоумышленник звонит человеку и под видом сотрудника бюро кредитных историй убеждает его, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Во время разговора звонящий узнает, услугами каких банков пользуется гражданин, и, чтобы войти в доверие, интересуется, не терял ли тот документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-либо паспортные данные.
Спустя короткое время гражданину снова звонят и представляются уже сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких родственников неизвестные оформляют кредит. Но чтобы предотвратить незаконное оформление кредита, гражданину якобы нужно как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка ровно на ту же сумму, что и мошенники по его паспортным данным.
Для убедительности мошенники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать никому про оформление кредита и его целях, так как проводится "секретная операция" по вычислению злоумышленника из числа сотрудников банка. Мошенники убеждают человека, что его действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.
В завершение гражданина просят перечислить кредитные деньги на "специальный счет", который укажет звонящий, через банкомат или платежный терминал.
Звонки из "банков" или "правоохранительных органов" остаются распространенным способом финансового мошенничества. Поэтому важно запомнить: если вам звонят от имени финансовой организации или правоохранительных органов, сообщают о подозрительной операции по карте, счету или оформлении кредита без вашего ведома, положите трубку.
Самостоятельно позвоните в свой банк по телефону, указанному на его официальном сайте и обратной стороне карты, чтобы проверить полученную информацию.
Если звонящий представляется сотрудником Центрального банка и просит сообщить персональные сведения, данные банковских карт, платежные реквизиты или перевести деньги на некий "безопасный счет", это мошенник. Сотрудники регулятора могут позвонить гражданину, если он направлял обращение в Банк России, но конфиденциальные данные не спрашивают.