Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Володарского муниципального округа Нижегородской области

606093, Нижегородская область, Володарский район, р.п. Решетиха
телефон: 89101200082
e-mail: gazetaznamia@bk.ru

Мат – свидетельство того, что мы живём в больном обществе

Как-то на страничке "Мулино 52" в сети ВКонтакте был опубликован пост, в котором женщина возмущенно рассказывала о том, как дети начальной школы шли по улице и, никого не стесняясь, ругались матом.

На ее замечание они не отреагировали, материться не перестали… особенно девочка. Ладно, хоть саму женщину не послали куда подальше.

Не исключено, что некоторые наши читатели сейчас подумают: "И что тут такого?". Потому что сами, если и не употребляют ненормативной лексики сами, то вокруг себя постоянно слышат мат и относятся к нему как к чему-то само собой разумеющемуся. Но это ведь ненормально.

Да, матом у нас ругались всегда, но в последнее время он в нашем обществе из ругани превращается уже чуть ли не в разговорный язык на все случаи жизни. Стоит выйти на улицу, как погружаешься, вернее, тебя погружают – кто-то сознательно, кто-то нет – в это словесное зловоние.

"Жизнь, мол, сейчас такая, что цензурных слов недостойна", – могут сказать в оправдание матерщины сограждане. Но ведь бывали в истории нашей страны времена и тяжелей, но столько мата вокруг не было слышно. Да и являлся он в основном "привилегией" мужчин. И, согласитесь, одно дело, хотя тоже не богоугодное, когда "заворачивают" крепкое словцо мужики при подходящем случае. И совсем другое, когда нецензурная брань повсеместно раздается даже из женских и детских уст.

Возможно, кто-то сейчас вспомнит великого русского поэта Александра Пушкина, который тоже позволял себе употреблять ненормативную лексику. Да, позволял – там, где это было позволительно и не оскорбляло, не шокировало окружающих. Но ведь далеко не этим снискал Александр Сергеевич себе славу, а тем, что стал основоположником, создателем современного русского литературного языка и оставил нам в наследство произведения, до сих пор считающиеся вершиной русской литературы и образцом художественного слова.

Есть мнение, что матерщина особо процветает даже не в самые трудные, а в самые гнилые времена и в самом озлобленном, бездуховном обществе, с низким уровнем воспитания, скудным словарным запасом. В обществе, которому чужды такие понятия как культура, нравственность, приличие... И которое ни в коем случае не желает духовно расти, самообразовываться, а, напротив, всеми возможными способами – в том числе и матом – все глубже и глубже загоняет себя в клоаку и с упоением в ней барахтается.

Кстати, тем, кто без зазрения совести сеет вокруг словесное зловонье, неплохо бы знать, что матерщина – это пренебрежение, неуважение не только к окружающим, но и к себе, и даже к самому... мату: у него ж все-таки свое предназначение и вовсе не обиходное.

Ну, раз уж все больше членов нашего общества так любит мат и не может без него обходиться, мы решили поговорить на эту тему с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теоретической и прикладной лингвистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского, членом правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Елизаветой КОЛТУНОВОЙ.

– Елизавета Аркадьевна, если "зрить в корень": "мат" и "мать", случайно, не слова-родственники?

– Значение слова "мат" историками языка до сих пор окончательно не выяснено. Да, древний корень "-мат-" содержится и в слове "мать", и в слове "матица" (основная опорная балка, на которой держатся различные конструкции). Поэтому некоторые ученые усматривают в слове "мат" выражение некой жизненной силы. Неслучайно в широком смысле слова мат входит в состав бранной лексики, то есть лексики, необходимой для обороны, защиты.

Есть и другие точки зрения. Например, что в буквальном смысле слова мат – это громкий голос, крик. Отсюда: кричать благим матом.

Но вообще, исторически мат зарождался как табуированная (запретная) лексика.

– А когда мат вообще появился на Руси и... с какой целью?

– Матерщина – это общее "достояние" славянского мира, матерные корни встречаются во всех западных и восточных славянских языках. Матерные произведения, матерные высказывания сопровождали обряды на повышение плодородия и матери-сырой земли, и новобрачных. Отсюда внимание к тому, что известный филолог Михаил Бахтин называл телесным низом.

И, соответственно, запреты на матерщину – это запреты на пренебрежение к матери-сырой земле. Потом это отношение перешло на отношение к родной матери и уже в православный период русской жизни на отношение к Пресвятой Богородице. Некоторые матерные выражения заключают в себе фактически черную магию – проклинание, наказание и так далее. Вот почему этот лексический пласт сохраняется и активно употребляется.

Согласно исследованиям, в частности, профессора Бориса Успенского русская матерщина представляет собой словесный пережиток языческих ритуалов. Есть мнение, что некоторые из таких слов появились при инициации молодых людей. Мальчиков (обычно лет в 12-14) отправляли в лес, чтобы они сумели там выжить и проявить свои мужские качества. В этой среде и рождалась специальная лексика, которая первоначально несла смысл, непонятный для остальных.

Другая часть запретной лексики пришла к нам уже после принятия христианства из церковнославянского языка, например, известное слово на букву Б. По значению оно было близко к словам "ложь, обман, заблуждение" или "обманщик, лжец", что было зафиксировано, например, в словаре русского языка 18 века. Почему "б…" из сакрального перешло в разряд обсценных (запретных) слов, так и остается вопросом.

Алексей Плуцер-Сарно полагает, что мат восходит к славянским заговорам. Его произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.

А вообще, матерные слова и выражения мы обнаруживаем в древнерусских текстах ХII-ХIII веков, встречаются они и в памятниках ХIV-ХVI веков.

Существует множество различных церковных циркуляров и указов иерархов, направленных против мата, начиная с самых ранних времён христианства на Руси. Хотя окончательно статус "нецензурного" мат приобрел в XVIII веке, во время жесткого отделения литературной лексики от разговорного языка.

– Вы сказали, что мат зарождался как табуированная лексика. Действительно, даже еще в советские времена матом у нас ругались, сейчас же на нем разговаривают. Не о полной ли деградации нашего общества это говорит, ни о духовном ли его обнищании?

– Действительно, в последние годы речь наших соотечественников стала намного беднее, более плоской, менее выразительной. Например, студенты очень часто затрудняются дать развернутый, аргументированный ответ. Это может быть связано со слабой работой школы, так как подготовка к ЕГЭ – это подготовка к письменному экзамену, поэтому устная речь школьников оказалась на периферии внимания учителей. Может быть, это связано и с кризисом домашних отношений. Потому что главный учитель русского языка – это, конечно, семья.

– Так сейчас в семье дети слышат мат чуть ли не с пеленок: многие папы и мамы на нем общаются в быту... Женщины уже и тут не отстают от мужчин...

– Да, это еще одна особенность нашего времени. Матерщина всегда считалась преимущественно мужским выразительным средством. Это в том числе язык воинов и бойцов. Для женщин же матерщина была запретной, что отображено в славянских пословицах. Сквернословие женщин, по поверьям, могло вызвать непогоду, неурожай. Сейчас же, к моему большому огорчению, обсценную (запретную) лексику легко можно услышать и в женской, и в девичьей речи. Очевидно, что ослабели моральные нормы относительно нашего поведения в целом, и бытового, и профессионального, и городского общения, в частности. Слившиеся воедино равнодушие и агрессия проявляются в избытке ненормативной лексики.

– У каждой лексики есть свое предназначение. В том числе и у мата... Но, возведя мат в средство повседневного общения, не лишаем ли мы его этого предназначения, не... обесцениваем ли как выразительное средство речи?

– Вы правы. Долгое время основной функцией мата была агрессия, цель оскорбить участников коммуникативного процесса. В последнее время эта функция мата не так очевидно проявляется. Сейчас зачастую мат используется для того, чтобы эпатировать публику или чтобы выразить некие переживания, для которых невозможно подобрать точного нейтрального слова. Эта функция называется субституционной, то есть матерные слова абсолютно всё могут заменить. Одно и то же слово выражает и то, что хорошо, и то, что плохо. Ну и конечно, важной является функция разрушения устоявшихся культурных стереотипов.

В молодежной среде расширяется так называемая обычная нецензурная коммуникация. Друзья, приятели зачастую общаются исключительно с помощью обсценной лексики, порой даже не замечая и не понимая того, что эта лексика ненормативная, грубая.

Между тем, неуместное употребление этих слов, с одной стороны, наносит ущерб нашей духовности, нашей культуре, с другой – это вредно и для самой бранной лексики, ведь она является яркой и эмоционально острой только до тех пор, пока имеет границы употребления. Мне как историку языка печально от того, что неуместное, а зачастую и неумелое использование обсценной лексики снижает градус её экспрессии.

– Есть ли ситуации, когда простительно и уместно употреблять мат? А как вы относитесь к мату в книгах, на страницах газет, в фильмах и телепрограммах?

– У меня неоднозначное отношение к этой проблеме. Необходимо, чтобы у человека было осознание, что бранная лексика возникла для защиты себя и своего внутреннего мира. Она может использоваться в стрессовых ситуациях, но не должна превращаться в атрибут повседневного общения, что, к сожалению, у нас сейчас все чаще можно наблюдать.

Художественная литература – отражение нашей жизни. Если без инвективной лексики нельзя обойтись, если есть особая, художественная сверхзадача, то почему нет? Но писать исключительно с помощью бранной лексики, как это делают некоторые писатели конца XX – начала XXI века, по-моему, нельзя.

А вот для СМИ, на мой взгляд, должен быть абсолютный запрет на употребление бранных слов, ведь они очень сильно влияют на общество. Если мат будет использоваться в газетах и журналах, звучать в телевизионных передачах и радиоэфире, то часть читателей и зрителей будут считать это нормой. А это отнюдь не норма, потому что наряду с правами тех, кто хочет активно использовать обсуждаемую нами лексику, существуют права тех, кто не хочет ее слышать.

– Кстати, о правах тех, кто не хочет ее слышать, а вынужден. Нередко даже на своем рабочем месте коллеги разговаривают матом, не беря в расчет то, что кого-то оскорбляют этим... Что делать этим мученикам?

– Вообще, в статье 20.1 "Мелкое хулиганство" Кодекса РФ об административных правонарушениях сказано: "Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах… влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток". Если эту норму закона использовать неукоснительно, то проблем будет значительно меньше. Хотя, конечно, вполне возможно прописать запрет на нецензурные выражения, например, в уставе организации, где человек работает. Штраф или боязнь потерять свое место заставит каждого задуматься, "а как я говорю?".

– Елизавета Аркадьевна, а есть ли вообще смысл бороться с матом, запрещать его? Может, лучше не акцентировать на нем внимание или вообще официально признать нейтральной лексикой, и тогда данная проблема сама собой исчезнет...

– Могу сказать лишь о том, что запретами мат не искоренить. Еще в 1648 году царь Алексей Михайлович задумал "извести заразу" и издал царский указ, чтобы "песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися... А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею – и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи". И что же? Языковая реальность оказалась сильнее запрета.

Нравится нам это или не нравится, но мат существует в языке вне зависимости от нас, и поэтому запретить его мы не можем. Он все-таки несет свою нагрузку и служит для выражения негативной оценки, экспрессии, отрицательных эмоций. Однако его постоянное употребление – очень плохой симптом для общества.

Автор: Алла Егорова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 143

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика