Начала она работать при Володарской районной поликлинике 13 июля. Длительность занятий в школе для людей не обременительна: пять часовых уроков, которые "умещаются" в полторы недели. Таким образом, у нее уже есть первые выпускники.
Ведет занятия в этом специфическом учебном заведении врач-терапевт Александр Андреевич Филатов. В настоящее время он получает образование врача-эндокринолога, и только со следующей осени в данном качестве вольется в коллектив нашей ЦРБ. Однако, как было сказано на том же вышеупомянутом сайте, опыта борьбы с коварным заболеванием (диабетом) Филатову не занимать.
Откуда же у него такой опыт?! – предвижу вопрос скептиков, к которым отношусь и сама.
Как известно, самую достоверную информацию можно получить из первых рук, поэтому иду знакомиться с Александром Андреевичем Филатовым – будущим врачом-эндокринологом, нынешним преподавателем школы сахарного диабета в Володарске. Он как раз готовится к очередному занятию, но для общения с прессой время находит.
– Александр Андреевич, ваша школа – это инициатива сверху, которой должно было подчиниться окружное руководство системы здравоохранения, или местное "изобретение"?
– Больше инициатива сверху. Дело в том, что сейчас в здравоохранении вообще имеется тенденция к профилактической работе с пациентами. В последнее время набирают обороты такие направления как диспансеризация, профилактические осмотры, диспансер-наблюдения… Вот в рамках этих профилактических мероприятий появились и "школы диабета". Иногда ведь требуется не просто индивидуальная работа с пациентом в рамках врачебного приема, но и чисто просветительская.
– Появление именно "школы диабета" реальная необходимость?
– Я считаю, что ДА. Во-первых, это очень распространенное сейчас заболевание, а, во-вторых, очень коварное. Я бы сказал, что сахарный диабет – это пандемия 21 века. Сейчас уже заболеваемость диабетом в мире порядка 400 миллионов человек, и прогнозируется, что к середине века эта цифра вырастет до шестисот. Это около 7 процентов населения. Более того, половина случаев диабета не диагностируется. То есть опасность этого заболевания состоит именно в том, что длительное время оно протекает бессимптомно и часто проявляется уже на тех этапах, когда у человека возникли серьезные осложнения. А большинство осложнений в большинстве случаев носят необратимый характер.
Ну, непосредственно для нашего округа актуальность "школы диабета" усугубляется еще и отсутствием врача-эндокринолога.
– Извините, конечно, но и вы, Александр Андреевич, еще не дипломированный специалист-эндокринолог. Так сможете ли научить чему-то новому учеников "школы диабета": они ведь, наверное, по этой теме давно весь интернет "прошерстили"?
– Понимаете, если человек что-то испытал или испытывает на самом себе и при этом еще обладает знаниями, подкрепленными не интернетом или общеобразовательными медицинскими программами по телевидению, а научными знаниями – ему всегда есть чем помочь людям, чему их научить.
Я сам – диабетик первого типа, поэтому данное заболевание мне очень близко, понятно, и мой интерес к нему – интерес не просто врача, но и… больного, что очень значимо.
Поэтому мои занятия в "школе диабета" базируются как бы на двух китах. На личном опыте, как ужиться с этим неприятным заболеванием, не провоцируя его развития – это никто нигде не прочитает. А также на самых последних, актуальных рекомендациях ученых-медиков – медицина же не стоит на месте.
– Что собой визуально представляют ваши занятия?
– Обучение у нас состоит из моих лекций, обсуждения пройденной темы, ответа на вопросы и отработки практических навыков, которыми должен владеть каждый диабетик и обязательно выполнять их.
– Ваши первые ученики-выпускники, кто они?
– Первый набор нашей школы состоял из семи пациентов со вторым типом диабета. Это были люди старшего поколения, стоящие на диспансерном наблюдении и направленные в школу их участковыми терапевтами.
– Я так понимаю, ваша школа продолжит свою работу?
– Да. Более того, в дальнейшем мы планируем вести обучение пациентов, как со вторым, так и с первым типами сахарного диабета, и группы обучающихся довести до десяти-одиннадцати человек.
Особый приоритет будем отдавать пациентам с впервые выявленным диабетом, которые еще плохо "знакомы" с этим заболеванием. А также тем пациентам, у которых на фоне лечения не достигнуты целевые показатели по сахару и гликированному гемоглобину. Дело в том, что лекарства не являются панацеей при таком заболевании, как диабет. Здесь очень важны для больного правильная диета, физические нагрузки – только совместно с ними лекарства могут принести желаемый результат. При диабете второго типа эти "сопутствующие компоненты" составляют, пожалуй, пятьдесят процентов лечения.
– Александр Андреевич, диабет – болезнь людей не только старшего поколения, а занятия в вашей школе проходят в дневное время, когда более молодые граждане находятся на работе или учебе. Получается, что им в "школу диабета" путь заказан?
– Школы диабета тем и хороши, что занятия в них не привязаны к сменам в поликлинике: их можно проводить в более позднее время. Кстати, и мне это без особых проблем позволит совмещать обучение в ординатуре в Нижнем Новгороде и преподавание в местной школе диабета.
Другой вопрос: как привлечь в нашу школу более молодой контингент, то есть людей, которые не то чтобы наплевательски, но недостаточно серьезно относятся к своему заболеванию, слабо занимаются самоконтролем, позволяют себе те или иные послабления, при диабете нежелательные… Как раз им и надо как можно больше знать о диабете, чтобы своим поведением не спровоцировать его развитие. Пока же к нам в школу идут те, кто и так очень внимательно относится к своему здоровью и в особом "ликбезе" не нуждается.
– Ну, первый выпуск это еще не показатель и выводы делать рано. Но в целом-то понравилось ли вам в роли педагога?
– Да, интересно. А главное: "школа диабета" – дело действительно нужное. Очень хотелось бы, чтобы люди с сахарным диабетом поняли это, обратили внимание на нашу школу, а, следовательно, и на свое здоровье.
P.S. Для того, чтобы записаться на следующий цикл занятий (уроки в Школе будут проводиться регулярно, несколько раз в году), необходимо обратиться к своему участковому терапевту. Он определит, необходимы ли конкретному пациенту такие занятия, запишет на них, сообщит о времени начала.