Одним из путей ее решения в Приволжском государственном медицинском университете считают возрождение института наставничества. Причем не только в стенах самого учебного заведения, но и в медицинских учреждениях, где студенты-медики проходят практику и куда должны прийти работать после получения диплома.
Должны, но, увы, не всегда возвращаются, даже "целевики". И дело здесь не только в несознательности молодых специалистов-медиков. Но и в том, что в момент прохождения практики на своем потенциальном будущем месте работы они не почувствовали там внимания к себе со стороны старших коллег, не видели их заинтересованности в себе, ощущали себя брошенными на произвол судьбы. А раз так… какова любезность – такова и благодарность. Искоренить такой порядок, вернее непорядок вещей, и призвано НАСТАВНИЧЕСТВО.
В нашем округе, в стенах ЦРБ, одним из первых наставников стала врач-терапевт Володарской городской поликлиники Анна Анатольевна Ёлкина. Вот уже три года каждый из студентов-медиков, проходя практику в Володарском районе, осуществляет ее под внимательным, чутким руководством доктора Ёлкиной, которая помогает им адаптироваться в сложных условиях современной медицины.
И выполняет Анна Анатольевна эту возложенную на нее почетную миссию наставничества не просто ответственно, а, можно сказать, по-матерински, хотя сама по возрасту недалеко ушла от студентов-практикантов. Поэтому не удивительно, что более чем из 400 участников проекта "Медицинское наставничество", доктор Ёлкина вошла в число 25-ти самых достойных и лучших. Соответствующее Благодарственное письмо, подписанное ректором ПИМУ Н.Н. Карякиным, и непосредственно из его рук Анна Анатольевна получила на Первом межрегиональный форуме врачей-наставников и обучающихся "Медицинское наставничество", который проходил незадолго до новогодних праздников в Нижнем Новгороде.
Особо хочется отметить, что при отборе лучших наставников во главу угла ставилось и учитывалось не столько мнение руководства лечебных учреждений, где тот или иной наставник работает, а отзывы и отношение к своим "кураторам" их "подшефных", то есть студентов-практикантов.
Вот, например, что о докторе Ёлкиной сообщили ее нынешние подопечные: "креативный мыслитель, прекрасный врач", "вдохновляет на новые идеи, прививает любовь к профессии" и т. д.
Ну а теперь пришло время поговорить с самой наставницей: врачом-терапевтом Володарской городской поликлиники Анной ЁЛКИНОЙ.
– Анна Анатольевна, сколько уже студентов, будущих врачей, прошло через ваши руки, душу, сердце?
– Пока немного. Ведь проект "Медицинское наставничество", участником которого я являюсь, совсем молодой, его только недавно начали воплощать в жизнь. Сейчас в нашей поликлинике три студента, которые проходят у нас практику, и я их курирую, то есть являюсь их наставником. Все мои подопечные – студенты второго курса, но разных факультетов. Молодой человек Сергей Зайцев обучается на лечебном факультете, девушки – Сабина Абдуллаева и Надежда Медова, соответственно, на педиатрическом и стоматологическом. До получения диплома и трудоустройства этим ребятам еще далеко, но хочется надеяться, что после получения профессии все они останутся работать в лечебных учреждениях родного Володарского округа.
– Так, все эти студенты жители нашего округа?
– Да, но все мы знаем, что даже "целевики" после окончания вузов далеко не всегда возвращаются работать в те районы, которые их на учебу делегировали и оплачивали их обучение. К сожалению, были такие случаи и у нас. Понимаете, когда молодой человек или девушка из деревни, поселка, небольшого городка поступают в высшее учебное заведение и на несколько лет окунаются в жизнь большого города, то после окончания обучения желания возвращаться в родную ЦРБ есть далеко не у всех из них. Ведь за годы учебы они привыкают к другим больницам, к другому общению, к другим людям. В общем, к другому уровню, который им кажется более высоким, более профессиональным и очень хочется всеми правдами и неправдами закрепиться на нем. Между тем, нередко такое мнение обманчиво, и вызвано зачастую просто молодостью, неопытностью студентов. А главное – недостаточным знанием того, как на самом деле обстоят дела в их родных ЦРБ, какие там работают люди…
И вот этот проект – "Медицинское наставничество" – как раз разработан с той целью, чтобы как можно больше выпускников медицинских вузов возвращались работать на свою малую родину. Для этого теперь и предусмотрена такая схема, чтобы на протяжении всех шести лет обучения, начиная с первого курса, студенты-медики проходили практику там, где они получили целевое направление на обучение. Чтобы они присматривались к своей больнице, поликлинике, знали, чем и как там живут, знакомились с коллективом, становились его неотъемлемой частью и даже не помышляли о том, что через шесть лет устроятся работать куда-либо еще.
– В чем именно заключается ваша миссия как наставника?
– Основная миссия: сделать все возможное и невозможное, чтобы ребята после окончания университета пришли работать в медицинские учреждения нашего округа. При этом я не должна быть их учителем именно в профессиональном плане: учителей им хватает и в рамках университета. Моя задача, ничего не приукрашивая, показать им, что у нас не все так плохо, как возможно кому-то кажется со стороны, и им самим казалось: у нас комфортные условия работы, достаточно современное оборудование, у нас очень дружный коллектив, взаимовыручка, корпоративная жизнь… А главное, мы очень заинтересованы в них – будущих, молодых специалистах. Причем, они нам интересны не просто как потенциальные работники, но и просто как люди, личности – со своей позицией, своим отношением к жизни.
– Ну, вы прямо идиллию какую-то рисуете. Между тем, ребята приходят к вам на практику, значит, и практиковаться должны…
– Обязательно! Студенты к нам приходят ежемесячно. Какого-то конкретного плана работы: сегодня мы проходим это, завтра занимаемся тем, а послезавтра – другим, у нас нет. Они просто находятся рядом со мной, постигая тем самым и организацию работы в поликлинике и непосредственно лечебного процесса. Я веду прием как участковый терапевт – они со мной, я в кабинете УЗИ – они там же: смотрят, изучают, участвуют…У нас же в работе много нюансов, в том числе при непосредственном общении с пациентами – и этому в вузе не научат, а здесь все происходит у ребят на глазах, они видят, как лучше понять даже просто настроение, в каком в данный момент находится тот или иной пациент и как лучше себя с ним повести, чтобы снять лишнее напряжение, тревогу или даже… агрессию. Вот в таком формате мы и работаем: где я – там и мои студенты.
– Анна Анатольевна, Вы сами изъявили желание работать с молодежью и быть их наставником или руководство ЦРБ вам так сделало это предложение, что вы от него не смогли отказаться?
– Изначально, конечно же, предложение поступило от руководства, от главного врача. И я сразу согласилась. Почему бы нет? Мне вообще интересно все новое. А кроме того, очень хочется оказать и посильную помощь студентам, чтобы им было легче адаптироваться в нашей непростой работе. Я ведь и сама была студенткой, проходила практику и очень хорошо помню, чего мне во время этой практики не хватало. И вот сейчас и я, и мои коллеги пытаемся делать все, чтобы наши нынешние студенты-практиканты получали в стенах нашей поликлиники как можно больше полезной информации, знаний, навыков. И чтобы они чувствовали у нас себя… как дома.
– Комфортно, одним словом.
– Не только. Дом – это же не всегда комфорт, радость, спокойствие, но и проблемы, ответственность, обязанности, сопереживания. Это сопричастность ко всему, что там происходит и желание искренне делить с домочадцами как успехи, радости, так и сопереживать неудачам, разделять тревоги, вместе решать те или иные проблемы. Вы не думайте, что мы рисуем нашим практикантам все в радужном свете, мы готовим их к работе в медицине в нынешних неоднозначных реалиях, при этом, разумеется, делая акцент на то, что наша работа очень важна и их, будущих специалистов, с нетерпением ждем и мы, старшие товарищи, коллеги, и потенциальные пациенты.
– А какую-либо заинтересованность со стороны студентов вы видите, или, может быть, они ходят на практику просто… время отбывать?
– Если бы ходили просто отбывать время, и нам бы, наверно, не хотелось вкладывать в них всю душу. А они у нас молодцы. И видно, что ребятам нравится у нас бывать. Ведь ни для кого не секрет, что студенты могут прийти на практику и через несколько часов отпроситься и уйти, а наши ребята находятся с нами целый рабочий день. И они не просто сторонние равнодушные наблюдатели, а очень любознательные, инициативные, им до всего есть дела, они хотят всесторонне познавать профессию медика и нередко предлагают нам даже свои варианты той или иной помощи – причем, необязательно лично мне, могут и другим специалистам.
– Анна Анатольевна, а вам самой наставничество что-либо дает, чем-либо обогащает или только… забирает время, силы?
– Я не могу сказать, что это забирает силы, время, потому что все ведь происходит во время рабочего процесса и мне это нисколько не сложно. Я с большим удовольствием занимаюсь наставничеством, потому что уже вижу некоторый результат своей работы: это горящие глаза ребят, их большая заинтересованность профессией и искренние слова благодарности. Такие слова очень важны для нас: ведь они означают, что мы не зря работаем.
Но с полной ответственностью и удовлетворенностью я вам смогу сказать, что состоялась как наставник, лишь в том случае, если через несколько лет все наши нынешние студенты-практиканты придут работать в наши медицинские учреждения и вольются в нашу большую дружную семью Володарской ЦРБ. Я очень-очень сильно надеюсь на то, что это сбудется.