Дню железнодорожных войск, который официально отмечается 6 августа, а также 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Главными героями дня станут ветераны железнодорожных войск, которые в разные годы проходили службу в войсковой части 10905. Поздравят бывших и нынешних военных железнодорожников представители общественности, администрации Володарского муниципального округа, а приобщиться к празднику смогут все, кому интересна история этого рода специальных войск Вооруженных сил в масштабах нашей страны и Володарского округа, в частности.
Для всех желающих в этот день в 10 часов будет организована экскурсия по территории расположения войсковой части 10905, где можно будет ознакомиться со славными страницами её истории, историей железнодорожных войск.
Затем мероприятия продолжатся в поселковом Доме культуры, где запланирован показ документального фильма о железнодорожных войсках и войсковой части 10905.
Значимым событием праздничного дня станет чествование ветеранов части – участников строительства Байкало-Амурской магистрали, которым будут вручены юбилейные медали "50 лет Байкало-Амурской магистрали". Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, за активное участие в строительстве БАМа, проявленные инициативу и старание высокой награды будут удостоены ветераны части: Бырёв Е. Н., Горбатенко В. Г., Горшунов Н. И., Гринёв В. Л., Дергачёва Р. М., Зыбкин Е. А., Зыбкина М. А., Карпычев Е. Я., Поташов В. К., Поташова А. К., Салинский А. М., Серенко С. В., Удалищев В. А. и Филонова М. И.
Активное участие в подготовке праздничных торжеств принял председатель совета ветеранов Ильинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз ветеранов железнодорожных войск Российской Федерации" Евгений Александрович Зыбкин, который и рассказал нам о наиболее интересных фактах из истории железнодорожных войск и войсковой части 10905, где он проходил службу на командных должностях с 1991 по 1996 годы, и в вышестоящий штаб перевелся в должности заместителя командира бригады.
– В настоящее время войсковая часть 10905 переформирована, но, несмотря ни на что, её ветераны хранят историю и чтят традиции армейского братства. От имени совета ветеранов Ильинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз ветеранов железнодорожных войск Российской Федерации" и от себя лично поздравляю ветеранов нашей войсковой части с Днём железнодорожных войск и юбилеем части, желаю всем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, бодрости духа, счастья и благополучия! Очень буду рад видеть своих товарищей на нашем общем празднике!
Славные страницы истории
История железнодорожных войск России насчитывает 173 года.
К началу XX века у Российской империи были самые крупные и лучшие в мире железнодорожные войска, насчитывавшие 12 батальонов, сведённых в 4 железнодорожные бригады.
Железнодорожные войска СССР были созданы на основании приказа № 41 от 5 октября 1918 года Главнокомандующего всеми Вооружёнными Силами Советской республики.
Во время Великой Отечественной войны соединения и воинские части железнодорожных войск действовали в составе всех фронтов Красной Армии, вписав в летопись военной истории сотни примеров беззаветного служения Отечеству. С 1941 по 1945 годы военнослужащие железнодорожных войск проложили более 120 тыс. км рельсов, построили 15 тысяч защитных сооружений и три тысячи мостов. Они разминировали железнодорожные пути и обеспечивали поддержку оборонительных и наступательных операций.
После окончания Великой Отечественной войны железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей.
Пятидесятые годы были отмечены ростом объема и сложности строительно-монтажных работ. Только на целине с 1953 по 1965 годы железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог.
Личный состав железнодорожных войск неоднократно принимал участие в ликвидации локальных катастроф и техногенных происшествий как на территории современной России, так и за её пределами.
В ходе контртеррористических операций в Чеченской Республике деятельность железнодорожных войск позволила создать условия для доставки гуманитарных грузов и бесперебойного обеспечения всем необходимым объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе.
В настоящее время железнодорожные войска успешно выполняют поставленные руководством страны задачи на разных направлениях.
Строительство электрофицированной двухпутки, которая, минуя Украину, соединила железнодорожным сообщением станции Журавка в Воронежской области и Миллерово – в Ростовской протяжённостью 122,5 км, военные железнодорожники выполнили к своему профессиональному празднику на год раньше намеченного срока.
С опережением графика на целый год в настоящее время ведётся и строительство второго пути Байкало-Амурской магистрали на участке Улак – Февральск протяжённостью 340 км.
При проведении войсковых операций в зоне СВО в настоящее время активное участие принимает личный состав бронепоезда "Байкал".
Железнодорожные войска на земле нижегородской
В историю железнодорожных войск достойный вклад внесли и военнослужащие войсковой части 10905. 8 октября 1953 года приказом начальника железнодорожных войск на базе 127 отдельного железнодорожного батальона был сформирован 16 отдельный учебный железнодорожный полк, с местом дислокации в Монгольской народной республике, г. Саид-Шанда.
25 января 1954 года часть передислоцирована в г. Чайболсан. В 1953-1956 годах воины-желез-нодорожники этого подразделения участвовали в строительстве железнодорожных линий Улан-Батор – Дзамын-Уде, протяженностью 713 километров.
В июле 1956 года войсковая часть была передислоцирована на станцию Ильино Горьковской железной дороги и приступила к обустройству. Курсанты, которых разместили в палаточном городке, начали строительство жилья, казарм, учебных классов и складов. Несмотря на трудности, они успешно овладевали предметами боевой, политической и специальной подготовки.
Большой вклад в строительство военного городка в поселке Центральный внесли полковник Гребенюк Иван Иванович, участник Великой Отечественной войны, который более 20 лет командовал войсковой частью 10905, офицеры Кунау Я. Я., Панчишин И. Л., Карпычев Е. Я., прапорщики Добош В. В., Ляшкевич А. В. и многие другие.
11 декабря 1958 года от имени Президиума Верховного Совета СССР войсковой части было вручено Боевое Красное Знамя – символ воинской чести, доблести и славы, а также Почетная Грамота.
Славными делами прославляли часть разные поколения курсантов, прапорщиков и офицеров. За высокие показатели в боевой и политической подготовке, успешное выполнение социалистических обязательств, войсковой части 10905 неоднократно присваивалось звание "Отличная часть".
Личный состав полка участвовал в строительстве крупнейших железнодорожных линий, в том числе: Кзылту Иртышское, Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут – Уренгой. Военнослужащие части проходили войсковую практику на станциях Кондопога, Хаванишна, Горбеево, Миреть, Зиньково, Ковылкино.
С 1984 года личный состав полка регулярно проходил практику на сдаточных объектах Байкало-Амурской магистрали.
Испытанием для части стало засушливое лето 1972 года. Лесные и торфяные пожары бушевали тогда во Владимирской, Горьковской областях и вплотную подступали к части. Военнослужащие успешно справились с поставленными задачами по тушению пожаров. За проявленное мужество и отвагу в борьбе с пожарами 36 военнослужащих были награждены медалью "За отвагу на пожаре", а часть была награждена Почетной грамотой.
За годы существования части высокими правительственными наградами было награждено 47 военнослужащих, из них: 9 – орденом "За службу Родине" III степени, 3 – орденом "Знак Почета", 27 – орденом "Красная Звезда".
В 2023 году за многолетнюю добросовестную службу в железнодорожных войсках Российской Федерации, огромное трудолюбие, высокий профессионализм и компетентность, неизменную инициативу и ответственность за порученное дело ветераны части Гринёв В. Л., Добош В. В., Каленюк Е. М., Караулов А. М., Кронштатов А. Б. и Серенко С. В. награждены медалью Министерства обороны Российской Федерации "Генерал-полковник А. М. Крюков".
Славный подвиг на БАМе
В июле 1974 года правительство приняло решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которое было начато еще в 30-е годы прошлого века, но к началу 60-х годов из-за нехватки персонала и техники было приостановлено более чем на 10 лет.
С момента начала активного строительства БАМа железнодорожным войскам было поручено возведение восточного участка от Комсомольска-на-Амуре до Тынды общей протяженностью 1470 км главного пути. Героический труд военных железнодорожников увенчался успехом: построив с 1974 по 1989 годы 1277 искусственных сооружений, в числе которых 50 больших и 604 средних и малых моста, выполнив около 220 млн куб. метров земляных работ, уложив 1465,8 км главного и 443 км дистанционного пути, они с честью выполнили поставленную задачу.
Непосредственное участие в подготовке железнодорожных участков для сдачи их в постоянную эксплуатацию приняли и военнослужащие полка. Ежегодная практика на сдаточных участках позволила не только выполнить государственную задачу, но и приобрести опыт выполнения работ в условиях вечной мерзлоты и резкопересеченной местности. Военнослужащие войсковой части 10905 также принимали активное участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, за что в год 50-летнего юбилея Великой стройки удостоены наград от имени главы государства.