Одна не без гордости говорила: "Я вот только из пансионата вернулась: подлечилась, отдохнула. Соцзащита мне путевку дала. В следующем году снова поеду!" В ответ на эти слова вторая сетовала: "Ты в соцзащите на особом счету что ли, чуть ли не каждый год путевки получаешь и куда-либо ездишь, а я четвертый год в очереди стою и не знаю, дождусь ли".
Такая вот… парадоксальная ситуация, вызывающая немало вопросов. За её разъяснением и общей информированностью по данной злободневной для определенной категории граждан тематике мы обратились к начальнику отдела реализации семейной политики и поддержки отдельных категорий граждан Управления социальной защиты населения Володарского муниципального округа Альбине Бердниковой.
– Альбина Викторовна, давайте начнем "танцевать от печки": какие категории граждан могут претендовать на получение путевок в лечебно-оздоровительные учреждения через органы соцзащиты?
– Если "от печки", то, прежде всего, надо сказать, что распределением путевок наше управление занимается на основании постановления правительства Нижегородской области № 127 от 6 марта 2019 года "Об утверждении Правил обеспечения граждан путевками в санаторно-реабилитационные центры, социально-реабилитационные центры, центры социальной реабилитации, стационарные отделения санаторного типа, пансионаты, подведомственные министерству социальной политики Нижегородской области". Этот документ является для нас руководством к действию.
Что касается категорий, их перечень достаточно широк. Назову основные: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, инвалиды и ветераны боевых действий и члены их семей, инвалиды, ветераны труда при достижении женщины пятидесяти пяти, мужчины – шестидесяти лет и приравненные к ним лица, ветераны ВОВ, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и также граждане иных льготных категорий.
– А просто пенсионеры и предпенсионеры… Вы их забыли назвать или…
– Просто пенсионерам и предпенсионерам выдача путевок через органы социальной защиты не предусмотрена.
– Очевидно, что граждан, принадлежащих к одним из озвученных вами категорий – тем же инвалидам – меньше, к другим – ветеранам труда – больше. Стало быть, и очереди из претендентов на путевки в первом случае короче. Значит, те же инвалиды могут получать путевки чаще, чем ветераны труда просто уже потому, что их меньше?! Я права?
– Абсолютно не правы. Дело тут вовсе не в том, к какой из льготных категорий относится человек. Хотя до 2019 года в отношении ветеранов труда определенные ограничения действительно существовали, и стоять в очереди на путевку им приходилось по четыре-пять лет, в то время как другие категории получали их быстрее. Виной тому было то, что ветераны труда раньше могли претендовать на получение путевки только в три из восьми учреждений, подведомственных региональному министерству социальной политики. Постановление №127 перечень этих учреждений для ветеранов труда расширило до восьми, и, естественно, что теперь они стали путевки получать быстрее и чаще. Согласитесь, что когда ты стоишь в очереди на путевку, допустим, сразу в пять учреждений у тебя больше шансов быстрее её получить, чем, если ты стоишь в очереди в три учреждения или одно. Но надо понимать, что и в разные учреждения очереди "по ожиданию" разные, так как попасть в одни желающих больше, в другие меньше.
– Конкретизируйте, пожалуйста, учреждения, в которые Володарское управление соцзащиты предоставляет путевки гражданам.
– Пансионат ветеранов войны и труда, который находится по адресу: Нижний Новгород, к.п. Зеленый Город; стационарное отделение санаторного типа на базе государственного бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Вачского района"; Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий "Витязь" в Дзержинске – к слову, именно только в эти три учреждения ветераны труда могли встать в очередь на получение путевки до 2019 года. Далее: ГБУ "Областной специализированный санаторно-реабилитационный центр "Пушкино" для инвалидов с патологией органов дыхания"; ГБУ "Областной санаторно-реабилитационный центр "Красный Яр" для инвалидов с сердечно-сосудистой и неврологической патологией" – это в Уренском районе; ГБУ "Сявский санаторно-реабилитационный центр для инвалидов" – Шахунский район; а также социально-реабилитационные центры в Пильне и Ветлуге.
– И во все восемь этих учреждений гражданин, имеющий право на получение путевки, может написать заявление?!
– Пожалуйста, при наличии соответствующих льготных категорий. Некоторые так и делают.
Допустим, приходит к нам гражданин, желающий получить путевку куда-либо, и наш специалист, курирующий данное направление, рассказывает ему о каждом из восьми учреждений: их специфике, удаленности от нашего округа. А дальше человек сам принимает решение, куда именно он будет писать заявление. Кто-то хочет поближе к дому и пишет в "Пушкино" и "Витязь", кто-то наоборот предпочитает удаленные учреждения – Ветлужский, Пильненский, Вачский районы, а кто-то – и таких сейчас становится все больше – пишут заявление во все восемь учреждений и стоят в восьми очередях сразу.
– А как часто можно получить путевку в одно и то же учреждение?
– Согласно постановлению № 127, гражданин имеет право воспользоваться путевкой в одно и то же учреждение не чаще одного раза в два года. То есть если побывал, например, в 2024 году человек в "Пушкино", то в следующий раз попасть туда сможет не раньше 2026 года. Не раньше! Но это вовсе не означает, что в 2026 году он туда в обязательном порядке попадет. У нас ведь есть учреждения, пользующиеся повышенным спросом у местного населения и путевку туда можно ждать по три-четыре года, а иногда и дольше. Исключение составляют граждане, имеющие право на первоочередное обеспечение путевками, а это: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей во все учреждения; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, и лица признанные пострадавшими от политических репрессий в санаторно-реабилитационные центры; инвалиды и ветераны боевых действий и члены их семей, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалиды вследствие военной травмы, родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, лица из числа воинов-интернационалистов, участвовавших в разрешении Карибского кризиса 1962 года, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на атомном подводном крейсере "Курск".
А вообще, если человеку не столь важно, в какое именно учреждение получить путевку, лучше подать сразу несколько заявлений. В этом случае есть возможность получать путевку практически каждый год: в этом году, допустим, в "Сяву", в следующем в "Витязь", потом – в "Красный Яр"… Но соответственно, по мере подхождения очереди.
– Ну, теперь понятно, почему у одних – густо в плане путевок, у других – пусто, и эти другие чувствуют себя обиженными управлением соцзащиты…
– Что касается обиженных, они были и будут всегда. Но я вам ответственно заявляю: каких-либо "привилегированных", "любимчиков" у нас нет, и нарушений в части очередности предоставления путевок тоже нет. Во-первых, у нас данное направление работы курирует очень ответственный и принципиальный специалист. Во-вторых, нас неоднократно проверяли и периодически проверяют надзорные органы. Да и вообще, мы дорожим репутацией нашего управления и чтим закон.
У нас в управлении, например, на сегодняшний день более двух тысяч граждан состоят в очереди на путевки и среди них пусть десять человек, но найдут повод быть недовольными. К сожалению, есть такая категория граждан, которых постоянно что-то не устраивает.
– То есть им всегда чего-то не хватает: зимою – лета, осенью – весны?!
– Кстати, о сезонности. С этим тоже иногда возникают проблемы. Подошла, допустим, у гражданина очередь на получение куда-либо путевки летом, звоним ему – предлагаем, отказывается: чувствует в жару себя плохо. Звоним осенью – причина отказа другая: на улице уже прохладно, а отопления еще не дали.
– Так, наверно, если человек отказывается от предлагаемой путевки, вы имеете право снять его с очереди в данное учреждение и, следовательно, ее сократить?
– Да. В постановлении, которым мы руководствуемся при распределении путевок, четко прописано, что если человек дважды по тем или иным причинам отказывается от предлагаемой ему путевки в одно и то же учреждение, мы имеем право его с очереди снять. Но этим правом мы пользуемся только в крайних случаях. Понимаете, люди, которые стоят у нас в очереди за путевками, в основном пожилого возраста, многие со слабым здоровьем и их отказы имеют под собой чаще всего серьезные обоснования. Поэтому мы стараемся входить в положение людей и не снимать с очереди. Ну, не смог человек поехать летом – давление подскочило, осенью – суставы заболели, зимой – простуду подцепил… Возможно, весной сможет съездить подлечиться. А взять и исключить из очереди – это легче всего.
Поэтому, как я уже сказала, снимаем с очереди только в исключительных случаях и, конечно, по их желанию. Например, в связи с критическим состоянием здоровья и наличии противопоказаний для пребывания в указанных учреждениях. Но и при этом просим написать заявление, а не просто довольствуемся телефонным звонком.
– Альбина Викторовна, теперь финансовый вопрос: во сколько гражданам обходятся предлагаемые управлением соцзащиты путевки?
– Гражданам, имеющим право на обеспечение путевками, путевки предоставляются либо на льготных условиях, либо бесплатно – в зависимости от категории льготника и статуса учреждения. Причем, некоторые учреждения, например, пансионат ветеранов войны и труда и стационарное отделение санаторного типа в Вачском районе бесплатных путевок не предоставляют (за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывших несовершеннолетних узников концлагерей).
Льготная же путевка в центр социальной реабилитации обойдется едущему туда гражданину в 15 процентов от ее стоимости, в остальные учреждения – 10 процентов.
– Вот вы сказали, что сейчас в Володарском округе в очереди за путевками от управления социальной защиты населения стоит в целом более двух тысяч человек. А сколько граждан в год получают путевки?
– В 2023 году путевки от нашего управления получили 177 человек. В этом году уже с учетом третьего квартала – 107 человек. До конца текущего года надеемся выйти приблизительно на ту же цифру, что и в предыдущем году.
Иногда бывает, что нам предлагают "горящие" путевки коллеги из других округов. Им, например, выделили куда-либо несколько путевок, а они не смогли их реализовать – не нашлось желающих. Обращаются к нам, просят помочь в реализации путевки. Мы начинаем обзванивать наших очередников. Иногда находятся желающие на горящие путевки, но вообще это сложно. Даже если у нас самих вдруг кто-то в последний момент отказывается от путевки – обстоятельства бывают разные – эту путевку реализовать не всегда удается. Ведь человеку надо заблаговременно настроиться на лечение и отдых вне дома, скорректировать свои планы. Да и на оформление медицинской карты время нужно.
Пока ее будешь оформлять, к началу действия путевки можешь не успеть, а кому захочется вместо положенных двадцати одного дня отдыхать восемнадцать?!
– Давайте подведем черту: человек захотел получить путевку куда-либо от управления соцзащиты, что он должен в первую очередь сделать?
– Прийти к нам. Мы ему предоставляем бланк медицинской справки, необходимой для постановки на учет в качестве заявителя на получение путевки. После оформления этой справки, он приносит нам её, а также паспорт и документ, подтверждающий, что он относится к категории льготников. После этого и собеседования с нашим специалистом – пишет заявление на предоставление ему путевки в те или иные учреждения по его усмотрению. Ну и далее ждёт своей очереди…