Новую, а может, и не очень, но, несомненно, острую тему для дискуссии предлагает нашим читателям, всем жителям района глава местного самоуправления Золинского сельсовета В. В. Уланский. Разговоры о необходимости объединения Володарского района в единый городской округ идут уже не первый год, идея, поданная еще предыдущей районной властью, как говорится, давно витает в воздухе. Однако, В. В. Уланский пошел еще дальше и "замахнулся", так сказать, на "большого брата" – город Дзержинск, предлагая объединить наш район с муниципальным образованием городской округ город Дзержинск. Хороша ли идея? Читайте, думайте, высказывайте мнение, спорьте или поддерживайте автора. ТЕМА ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ. А пока слово В. В. Уланскому.
Если сказать, что у администрации Володарского района серьезные проблемы с исполнением бюджета, это значит, не сказать ничего! Финансовая пропасть, в которую сползает наш район, может вскоре парализовать работу всех органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Почему так произошло?
Часть трудностей имеет объективные причины. В результате кризисных явлений в экономике страны испытывают трудности не только субъекты малого и среднего предпринимательства, но и крупные предприятия, расположенные на территории района. В результате падает доход, налоговая база бюджета района. Но к объективным причинам прибавились и собственные просчеты.
Разве можно было принимать в собственность района заведомо убыточную газовую котельную Ильиногорского свинокомплекса без письменных гарантий области на оказание району финансовой помощи? Это не спасло данные предприятия, но подорвало финансовое состояние района!
Зачем нужно было брать в собственность района ФОК, на содержание которого ежегодно необходимо около 40 миллионов рублей? Некоторые районы на это не пошли и только выиграли: ФОКи там финансируются из областного бюджета.
Дыры в районном бюджете все эти годы покрывались кредитами из областного бюджета и коммерческих банков, а также за счет использования остатков на счетах средств областных субвенций, выделенных на конкретные цели. При собственных доходах всего в 409 миллионов рублей на 1 января 2017 года размер муниципального долга достиг 248 миллионов рублей! Только на обслуживание муниципального долга ежегодно тратится более 10 миллионов рублей.
Брать новые кредиты для покрытия старых уже нельзя, так как предельный уровень муниципального долга, установленный Бюджетным кодексом, районным бюджетом практически достигнут. Как в этих условиях продолжать платить заработную плату работникам районной администрации и муниципальных учреждений, содержать школы, дома культуры и библиотеки? Если деньги на заработную плату учителям и воспитателям району нам дает область, то за остальных бюджетников отвечает район.
Чтобы спасти районные дома культуры и библиотеки от закрытия, руководство района просит поселения софинансировать их содержание. Это не законно, так как их учредителями является район. При этом у поселений у самих не хватает денег для решения своих полномочий. Исключением является лишь одно единственное муниципальное образование в районе – Мулинский сельсовет, который ежемесячно получает несколько миллионов рублей от НДФЛ с зарплат большинства военнослужащих, проходящих службу на территории Володарского района.
На что рассчитывала районная власть, проводя все эти годы губительную финансовую политику? Вероятно, на то, что после муниципальных выборов 2015 года при поддержке правительства Нижегородской области они смогут добиться согласия местных Советов на преобразование Володарского муниципального района в городской округ. Городской округ – это такое муниципальное образование, которое одновременно исполняет полномочия муниципального района и поселения. Но местные выборы 2015 года спутали все карты. Те, кто пытался на этих выборах "кукловодить", сам оказался в роли старой куклы, заброшенной за ненадобностью на чердак.
Так как финансовые проблемы района за прошедшие полтора года еще более обострились, то идея городского округа успешно перекочевала в головы новых руководителей Володарского района. Они уверены, что если у поселений отобрать все доходы и перераспределить в интересах района, то все будут "в шоколаде". Позвольте с этим не согласиться!
В Нижегородской области имеется опыт преобразования муниципальных районов в городские округа и этот опыт далеко не однозначен. Там, где 80-90 % населения компактно проживает в административном центре района, как в Кстово или на Бору, и где сосредоточены основные производительные силы района, это может быть и целесообразно. Но в Володарском районе дело обстоит совершенно иначе.
Во-первых, Володарский район – это не двухэтажное здание на улице Клубной с его обитателями. Это 56 тысяч человек, проживающих в десятках населенных пунктов, разбросанных на территории района. Следовательно, и интересы Володарского района – это не интересы группы чиновников, кормящихся из районного бюджета, а интересы проживающих на территории района людей!
В административном центре района – городе Володарск – проживает менее 20 процентов населения района. При переходе к городскому округу органы местного самоуправления всех рабочих поселков и сельсоветов будут упразднены. Тем самым будет уничтожен первичный, базовый уровень местной власти, на котором решается подавляющее большинство вопросов местного значения: благоустройство улиц и дворов, борьба с бездомными животными, выделение земельных участков для садоводства, личного подсобного хозяйства и жилищного строительства, содержание муниципальных кладбищ, осуществление первичных мер противопожарной безопасности и десятки иных вопросов.
Органы МСУ в поселках и сельсоветах – это самая близкая к населению власть, до которой люди, в буквальном смысле слова, могут дотянуться рукой. Сегодня интересы своих избирателей представляют более трехсот депутатов местных Советов, а в Земском собрании района имеет двух представителей даже самое маленькое поселение. При преобразовании в городской округ будут назначены новые муниципальные выборы. В представительный орган городского округа депутаты будут избираться по одномандатным округам с приблизительно равной численностью избирателей. В этом случае населенные пункты с маленькой численностью населения сократят или вовсе утратят свое представительство в Совете городского округа.
Во-вторых, в городском округе вместо местных администраций на местах будут работать чиновники, не уполномоченные принимать управленческие решения. Для решения многих вопросов, которые сегодня одним росчерком пера решает глава местной администрации, жителям района придется выезжать в город Володарск.
В третьих, в случае упразднения сельских поселений и образования городского округа лишатся 20-процентной надбавки к заработной плате и права на получение ЕДВ по оплате коммунальных платежей медицинские и педагогические работники, ныне работающие в сельских поселениях.
Населенные пункты разбросаны по территории Володарского района на десятки километров, поэтому принцип пешеходной доступности, установленный федеральным законом для первичного уровня местного самоуправления, будет нарушен. А если учесть нынешнее состояние транспортного сообщения между населенными пунктами и городом Володарск, то местная власть для многих жителей станет просто недоступной.
Вот и судите сами, выиграют ли от такого преобразования простые люди, проживающие в районе?
Может быть все неудобства для народа компенсирует экономический эффект от преобразования? Не факт! Для осуществления полномочий по решению местного значения и организации первичного воинского учета на местах придется содержать работников, здания и помещения, оплачивать коммунальные платежи. От сокращения местных администраций в бюджете городского округа в лучшем случае появится дополнительно 15-20 миллионов. Нет сомнений, что все эти средства будут направлены не на развитие благоустройства территорий городов и поселков, а на решение проблем финансирования администрации и учреждений района. До 2002 года в Володарском районе бюджеты поселений не имели собственных доходов и фактически находились на сметном финансировании. Район собирал все налоги, а затем перечислял поселениям столько средств, сколько считал возможным и необходимым для поддержания их на плаву. В результате за долгие годы, в течение которых действовал этот принцип перераспределения доходов, территории поселений пришли в полнейший упадок. Только в средине двухтысячных что-то на местах стало меняться к лучшему. Поэтому то, что предлагают нам руководители района – это путь назад в неприглядное прошлое!
Для преобразования Володарского района в городской округ необходимо одобрение не только большинства депутатов Земского собрания, но и всех представительных органов поселений. Я не уверен, что при таких аргументах все поселения поддержат это решение.
Но тогда как нам избежать финансового краха и сохранить местное самоуправление? Единственным приемлемым для нас вариантом является объединение Володарского муниципального района и городского округа город Дзержинск в одно муниципальное образование – Дзержинский муниципальный район. Кстати, район с таким названием уже существовал до 1974 года.
В чем преимущества объединения двух муниципальных образований в Дзержинский район?
Во-первых, в этом случае городская Дума города Дзержинск, города Володарк и все представительные органы МСУ городских и сельских поселений продолжат свою работу.
Представительным органом нового района будет являться Земское собрание, сформированное из глав городов Дзержинска и Володарска, всех рабочих поселков и сельсоветов, расположенных на территории муниципального района, а также депутатов представительных органов городов и поселений по единой норме представительства. Все избранные в 2015 году депутаты сохранят свои полномочия, новых муниципальных выборов не потребуется.
Во-вторых, администрации Володарского муниципального района и города Дзержинск будут упразднены. Полномочия Дзержинской городской администрации, как административного центра района, по федеральному закону, могут быть переданы администрации муниципального района. Экономия средств на содержании вместо двух одной администрации должна составить 150-200 миллионов рублей в год! Этих средств достаточно для того, чтобы за счет собственных источников закрыть все долговые обязательства Володарского района и города Дзержинск и создать ресурс для развития Дзержинского района.
В третьих, жители нынешнего Володарского района получат доступ к лечебным, культурным и спортивным учреждениям, находящимся в городе Дзержинск.
И жители города Дзержинск будут не в накладе. Город сегодня задыхается от нехватки свободных территорий для промышленной и жилой застройки, что тормозит его развитие. В это время на территории Володарского района имеются сотни и сотни гектаров свободных земель, пригодных для жилой и коммерческой застройки, для развития садоводства и огородничества, для размещения мест массового отдыха. Право распоряжения этими землями перейдет к органам местного самоуправления Дзержинского района.
В четвертых, транспортное обслуживание территории Дзержинского муниципального района будет более выгодным, чем только территории Володарского района, или территории Дзержинска. Это позволит успешнее решать транспортные проблемы даже самых отдаленных поселений.
Так что, идея объединения двух муниципальных образований в Дзержинский муниципальный район вполне заслуживает более детального обсуждения.
Виктор Уланский.