Родители – крестьяне. Отец – мордвин. Мама – белоруска с Могилёвщины. Семья была многодетная: пятеро детей. Она – четвёртый ребёнок. Трудолюбие отца-плотника и матери – прекрасной швеи – позволило вырастить всех и дать им образование.
Л.Д.Сюсина окончила школу в 1967 году и в том же году поступила в МГУ имени Н.П. Огарёва на филологический факультет по специальности "Учитель русского языка и литературы". На третьем курсе вышла замуж. В год окончания университета (1972) родила сына Вячеслава, а в 1977 году, когда работала в вечерней школе рабочей молодёжи, дочь Елену.
С января 1973 года по 2000 годы трудилась на педагогическом поприще. Отличник просвещения России.
В 2000 году ушла из школы, став помощницей мужу-предпринимателю. Работа, связанная с поездками по России, позволила ей взглянуть на природу более глубоко и восторженно: она увидела красоту, разбудившую ее душу и сердце. Поняв, что чувства переполняют ее, она решила поделиться ими с другими людьми, взявшись за ручку и тетрадь, чтоб выразить на бумаге то, что так волновало ее. В результате – 5 лирических сборников:
2004 год – "Люблю"; 2007 год – "Такая разная любовь"; 2008 год – "Поговорим по душам"; 2012 год – "Бесконечна любовь…"; 2014 год – "На память о пушкинском Болдине".
Сейчас работает над сборником стихов, посвящённых великому художнику Мордовии Ф.В. Сычкову.
Сегодня представляем одну из ее работ, посвященных жене великого мастера кисти, нашего земляка Ф.В.Сычкова Лидии Васильевне Сычковой-Анкудиновой.
Посещая Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи, я подолгу стою у картин великого Сычкова. Его творения каким-то необъяснимым образом уводят меня туда, где прошло моё босоногое детство; где родители на утренней зорьке спешили скосить росные травы для колхозных коней; где с заходом солнца молодёжь торопилась на улицу и голосисто пела чудесные песни под звонкую гармошку. Песни перемежались плясками, частушками… И только петухи, возвещавшие своим кукареканьем приход наступившего утра, заставляли парней и девчонок разойтись по домам: на сон оставалось времени совсем чуть-чуть … Да и удастся ли уснуть?... Молодость – пора любви. И мы все были влюблены в душистое дыхание распустившейся черёмухи, в мерцающее, звёздное небо, в сказочно причудливые облака затухающей вечерней зари и, конечно, друг в друга…
Многим ли из нас удалось сохранить любовь, которую мы пережили? Если – да, то надолго ли?... А у кого-нибудь получилось сберечь её на всю жизнь?.. Думаю, что удалось немногим. Ведь у этого необыкновенного чувства есть приливы и отливы, вспышки и затухания, штили и штормы… Хочется ли порой разбираться в этом и ждать, когда стихнет буря и снова наступит благодать? И мы, долго не задумываясь, крушим корабль семейного счастья, топим его, вместе с растерявшейся от бури любовью… Согласитесь, так часто случается в жизни. Иначе откуда же берётся огромное количество разводов у современных пар?...
… Я остановилась у портрета жены Федота Васильевича Сычкова – Лидии Васильевны Сычковой-Анкудиновой. Подумала: каким счастливым человеком был наш Федот Васильевич! Бог наградил его не только великим талантом, неукротимым трудолюбием, но и прекрасной женой, ставшей его единомышленницей и музой-вдохновительницей. С портрета смотрит на меня яркая красавица со взглядом кроткого ангела. Прости, читатель, но в такие моменты хочется говорить стихами:
Как лето, красиво и ярко.
Гуляла девушка в парке.
Ступали лёгкие ножки
По тёплой тропинке-дорожке,
И солнце лучистым венком
Парило над этим цветком…
А под лазурною сенью
Берёзки прохладною тенью
Скромницу укрывали,
Смотрели, любуясь, вздыхали:
- Ах, как она совершенна!
Прохожие все откровенно
Об этом друг другу вещали.
Красавицу взгляды смущали…
Художник в ней сердце заметил, –
О нём нашептал ему ветер…
…Картина любовью вся дышит,
И зритель то видит и слышит.
В 1900 году эта петербургская красавица обратила внимание на молодого, симпатичного, образованного (Федот Васильевич только что закончил Академию художеств), талантливого художника. Федот Васильевич ответил ей взаимным чувством. В 1903 году они поженились. Некоторое время жили в Петербурге. Второй портрет жены написан в обстановке городского уюта и комфорта в 1904 году. Согласишься ли ты со мной, читатель, если я скажу о портрете Лидии Васильевны так?
Величава, стройна и красива –
Лебедь чёрная в тихом пруду.
В скромном взгляде – какая-то сила,
Что пленила земную звезду…
А улыбка скромна… В ней загадка,
И ещё – счастья радостный свет.
Средь убранства, богатства, достатка
Пишет Мастер любимой портрет.
Как прекрасна причёска! И бусы
Тонкой ниткой ложатся на грудь…
Поражает изысканность вкуса.
И души глубочайшая суть.
… А на фоне коралловой шторы
Вьётся аура нежной любви,
Та, что в будущем сдвинет и горы,
И пройдёт сквозь туман и дожди…
Да, так оно и случилось: "сквозь туман и дожди", невзгоды и трудности несли свою любовь Сычковы на протяжении 55 лет, вплоть до смерти Федота Васильевича. Да и после его смерти Лидия Васильевна осталась верной своему в далёкой молодости вспыхнувшему чувству…
В 1917 году, когда в Петербурге начались революционные события, молодая пара покидает комфортную и уютную городскую квартиру и едет в родное село Федота Васильевича – Кочелаево. (Теперь это Ковылкинский район Мордовии)… Даже сейчас, когда деревни Мордовии полностью газифицированы, а в домах есть водопровод и канализация, дороги под контролем властей, уроженцы села не задерживаются там. Спешат окончить среднюю школу и – в город, где жизнь несравнимо легче, чем в деревне.
А родившаяся и выросшая в городских условиях Лидия Васильевна?... Как же она смогла взвалить на себя все тяготы замужней жительницы деревни?! Смогла… И сделала это с честью, не жалуясь, не плача о потерянных удобствах. Кажется, что даже с какой-то необыкновенной лёгкостью!
Я подхожу ещё к одному портрету Лидии Васильевны. Смотрю на него и думаю:
Есть женщины и в старости красивы,
Ведь юность, уходя, оставила им всё:
И обаяние, характер горделивый,
И шарм, и доброту… И многое ещё!..
Вот эта женщина… Какое благородство!..
А взгляд душевен, в нём тепло скользит…
И руки нежные… Но утречком к колодцу
Она опять, не жалуясь, спешит.
Ручная стирка… В деревенском доме
Скребёт полы большущим косырём.
И топит печь. А вечером в истоме
Ей зорька полыхает за плетнём…
Заря была здесь ласковее, что ли,
Чем та, что обагряла Петроград?..
Тонула в Мокше, зажигала поле,-
И каждый куст был здешней зорьке рад.
Уж так случилось, что она, дворянка,
Родившись в Питере и повстречав Его,
В село приехала, познала быт крестьянский –
Душой любила мужа своего…
Ведь вместе с ним они преодолели
Все трудности, что посылал им Бог.
А сколько песен соловьи им спели!
А сколько Мастер написать здесь смог!..
И вот она, спокойная, земная.
И седина, и возраст ей к лицу…
Для Мастера она почти святая,
Как прежде молода – ну, хоть опять к венцу!..
"Душой любила мужа своего"… Пожалуй, эта строчка из стихотворения даёт нам ответ на вопрос: как она смогла?.. Её теплом, её любовью было согрето всё, что окружало великого художника: небольшой домик, утопающий в ярких, как летние сарафаны кочелаевских девчонок, цветах; вкусный обед, в который Лидия Васильевна вкладывала всё умение и фантазию; чистая постель, хранящая запах её ладошек… Мне даже кажется, что без всего этого Художник, возможно, не раскрылся бы нам во всей своей многогранности. Да ещё в таких ярких, светлых, праздничных красках! Только счастливый человек может передать частицу этого счастья другим через общение или, как случилось у Федота Васильевича, через созданные им картины, которые пройдя через годы, вселяют в нас радость, заряжают оптимизмом, заставляют любить жизнь, подаренную нам Богом. И в этом, конечно, есть частица души Лидии Васильевны, которая делала всё для творческого вдохновения мужа.
Даже такие, на первый взгляд, мелочи, как покупка одежды для натурщиц, она брала на себя. Бывая в Москве, Петербурге, она первым делом обходила магазины в поисках ярких платков, пышных сарафанов, разнообразных бус и серёжек. Из купленных тканей она, как заправская швея, создавала колоритные костюмы девушкам-натурщицам. Многочасовые сеансы утомляли как художника, так и его помощниц. Поэтому Лидия Васильевна старалась организовать их отдых с обедами и чаепитием, не жалея на это сил и времени. Служа Великому, эта маленькая женщина всем своим существом помогала Великому раскрыться. И у неё получилось. Вернее получилось у них обоих. А всё потому, что их любовь была безграничной, как море, в котором Лидия Васильевна и Федот Васильевич до конца жизни "открывали чудесные перемены и не уставали им радоваться"…
Я подошла ещё к одному портрету Лидии Васильевны, написанному в 1903 году, в первый год их совместной жизни:
В саду сидели с Лидочкой вдвоём…
Рука в руке… О чем-то говорили…
А в небесах заката окоём
На крыльях журавли куда-то уносили.
Полёт их был через огонь рябин,
И через пламя золочёных клёнов,
Сквозь галерею осени картин,
Заполыхавших на мокшанских склонах.
Ну, а в саду сыринка и туман,
Созревших яблок запах будоражил,
И чаровал берёзки стройный стан –
Как дева юная спустилась за овражек!..
И этот огненный над Мокшею закат,
Багряные холмы и звездопады,
И Лидочки глубокий, нежный взгляд
Сегодня снова все мы видеть рады…
Права ли я в своих размышлениях? Об этом тебе судить, читатель. Однако в одном я уверена: женщина, без сожаления отдавшая свою жизнь другому человеку, став для него пьедесталом, заслуживает нашей благодарной памяти. Тем более, что человек этот – наш земляк Федот Васильевич Сычков, – великий, всемирно признанный художник, завещавший свои картины мордовскому народу, А Лидия Васильевна помогла этому завещанию осуществиться, передав наследие в надёжные руки.