Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковылкинского района Республики Мордовия

431350, Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Пролетарская, 2б.
телефон: +7 (83453) 2-13-29
e-mail: golosprim.red@yandex.ru

Евгений Конкин

Евгений Михайлович Конкин, 1896 года рождения, уроженец села Казенный Майдан, Казенно-Майданской волости Наровчатского уезда Пензенской губернии. Участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., полярный летчик.

Из матросов – в летчики

Во время Гражданской войны в 1918 г. в Петрограде он слушал выступление В.И. Ленина в составе Гельсингфоргского сводного отряда моряков корабля "Полтава". Матрос Е.М. Конкин принимал участие в Октябрьском вооруженном восстании, шел по льду из Гельсингфоргска в Кронштадт и встал в ряды защитников молодой Советской республики. В боях за Елец и Таганрог сражался в составе 2-го отряда балтийских моряков.

Пытливому и энергичному парню не сиделось на месте после разгрома Колчака, Деникина, Врангеля. Ему хотелось уехать куда-то подальше, увидеть что-нибудь новое, услышать неведомое. И, разумеется, он был одним из тех, кто откликнулся на призыв комсомола: "Молодежь - в авиацию!". Из 170 юношей строгие комиссии отобрали только 13, в том числе и счастливчика Евгения Конкина.

Стране нужно было много летчиков и, как можно, скорее. Поэтому теоретический курс, рассчитанный на полтора года, курсанты прошли за 8 месяцев. Ему довелось осваивать самолет, приобретенный в Италии, и вместе с товарищами на этом самолете он совершил перелет из Одессы во Владивосток. В январе 1930 года Конкин принимает участие в открытии воздушной линии из Хабаровска на Сахалин. Их самолет стал доставлять пассажиров из краевого центра на далекий остров за 5-6 часов, раньше этот путь занимал 13 суток. В начале ему понравилась линейная служба, привлекали незнакомые места, встречи с людьми. Потом облетная "от куста до куста" трасса надоела. Рейсовый пилот заскучал.

Ему хотелось совершить что-нибудь необыкновенное, удивительное, большее и значимое. Подвиг? Нет, просто что-нибудь очень важное и нужное Родине. Его тянуло туда, где труднее. Рассказы летчиков, побывавших над необозримыми просторами Дальнего Севера, настолько увлекли Евгения Михайловича, что ему удалось добиться перевода в полярную авиацию Главного управления Северного морского пути, где жестокие морозы, частая многодневная пурга, почти полное безлюдье потребовали от него отваги, мужества, расчетливости, знаний.

На помощь полярникам

Человек, влюбленный в небо, он остался верен ему до конца. Многие, наверное, слышали историю с ледоколом "Челюскин, на котором 10 августа 1933 года исследователи Севера отправились на поиски северного пути из Мурманска во Владивосток. Экспедицию возглавил выдающийся ученый Отто Юльевич Шмидт. На пароходе "Челюскин" находились 105 человек - люди разных профессий: моряки, ученые, радисты, водолазы, инженеры, плотники, слесари, повара, печники. Были там оператор, фотограф и даже художник, будущий академик, автор живописной картины "Опять двойка" - Федор Решетников. Небольшой разведывательный самолет-амфибия, пилотировал Михаил Бабушкин. В числе 105 пассажиров - десять женщин и 2 девочки: Аллочка Буйко - дочь начальника полярной станции на острове Врангеля, и крохотная Карина - дочь геодезиста Васильева, родившаяся на пароходе в Карском море.

Пароход "Челюскин" построен в Дании, он был предназначен для ежегодного сообщения с островом Врангеля. На остров пароход должен доставить сборные дома, аппаратуру для радиостанции, обсерватории, 11 научных сотрудников, 3-х годичный запас продовольствия. Предстояло вывезти пушнину. Три года тяжелые льды не позволяли судам достичь острова Врангеля со стороны Владивостока. Основная задача экспедиции заключалась в том, чтобы проверить возможности плавания по Северной морской трассе на корабле не ледового класса. Нужен был опыт при начале собственного ледоколостроения, которое становилось насущной задачей страны Советов. Одновременно "Челюскин", дрейфуя вместе со льдом по Северному Ледовитому океану, стал научной обсерваторией по изучению зимних течений, никем ранее не наблюдавшихся.

Всего-то несколько десятков верст не хватило пароходу до чистой воды Тихого океана. Японские тайфуны понесли, впаенный в лед "Челюскин", обратно в Северный Ледовитый океан. 13 февраля 1934 года корабль был затерт льдами около Чукотки и затонул. Люди спасаясь, захватили с собой с корабля все, что могли: спальные мешки, самолет и радио, в том числе продовольствие, и высадились на льдины Полярного моря. 14 февраля 1934 года об этом было сообщено в Москву по радио, что 13 февраля 1934 года в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен "Челюскин" затонул, зажатием льдов.

Без единого проявления паники выгружены на лед: давно подготовленный запас продовольствия, палатки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители, экипажа и экспедиции, сошли с парохода последними, за несколько секунд, до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен под воду. Остальные невредимы, здоровы. "Живем в палатках, строим деревянные бараки. У каждого спальный мешок, меховая одежда. Заверяем Правительство, что несчастье не остановит нас в работе по окончательному освоению Арктики, продолжению Северного морского пути. Начальник экспедиции Шмидт". Также для спасения людей, по радио челюскинцы обратились в Морфлот и к населению Чукотки, чтобы выслали корабли, собачьи нарты.

"Следует сделать вывод, что спасение экспедиции являлось очень трудной задачей", - это первое, что сказал Председатель Правительственного Совнархоза В.В. Куйбышев в интервью американским журналистам, какими средствами можно придти на помощь к спасению людей. В этот же день от В.В. Куйбышева пришла телеграмма, предписывающая летчикам-полярникам, находившимся в бухте "Провидения", принять меры к спасению и какими средствами. Решено было спасать в первую очередь - самолетами. На них была сделана ставка. Но для работы нужны, по крайней мере, следующие условия: удовлетворительная погода для полетов и наличие посадочных площадок. Самолеты пытались пробиться в лагерь Шмидта, но из-за метели, пурги, плохой видимости возвращались обратно. Спасательные экспедиции двигались из Петропавловска - на - Камчатке: вышел пароход "Сталинград" с двумя самолетами; во Владивостоке заканчивал погрузку семи самолетов пароход "Смоленск". Кроме этого готовился еще третий пароход с несколькими самолетами.

Из Хабаровска вдоль побережья Охотского и Баренцева морей, пересекая Камчатку, должен был полететь на машине специально приспособленной для зимних дальних полетов летчик Водопьянов. На помощь были отправлены лучшие пилоты Советского Союза. Уже на побережье Ледовитого океана работали полярные летчики Куканов, Ляпидевский и Конкин - полярный летчик на Чукотке. Он был командиром северного отряда и заместитель командира авиагруппы. Полярные летчики Ляпидевский, Куканов и Конкин должны были эвакуировать пассажиров с кораблей, зазимовавших у мыса Биллингса. Но в феврале 1934 года был раздавлен льдами и утонул пароход "Челюскин", и Конкин летал в лагерь челюскинцев вторым пилотом на самолете Анатолия Ляпидевского.

Знай, страна, героев имена

С пароходом "Смоленск" отправлены летчики Молоков, Святогоров и Каманин; на третьем пароходе, идущем на Север - летчики Доронин, Липп и Галышев. Спешно были отправлены через Америку (Нью-Йорк - Аляска — мыс Уэлен) полярные летчики Леваневский и Слепнев, полярный исследователь острова "Врангеля" и с "Северной Земли" - Ушаков. Погода была нелетная. Густой туман и облачность нависла над Уэленом несколько суток. Но вот однажды, когда появились просветы, Ляпидевский поднял свой АНТ~4,поставленный на лыжи, оторвался от земли и взял курс на лагерь Шмидта. Видимость ухудшалась, горючее почти что кончалось, и самолет вернулся назад в Уэлен. При повторном полете сдал один из моторов, и самолет потерпел аварию около Ключинской губы. Конкину досталась "работка" по спасению наиболее ценного оборудования. Немало дней он прожил возле самолета в палатке, ярангах чукчей, совершая поездки на собачьих нартах. Выжил чудом, обморозил ноги. На базе уже не ждали, не верили что найдут.

И так, несколько раз. День за днем стягивались силы к Чукотке. Летчики полярной и военной авиации упорно пробивались на Север. К последнему броску были готовы 17 самолетов, в том числе выгруженные самолеты с пароходов. Тремя группами с разных направлений шли они к побережью. 5 марта 1934г. он летал вторым пилотом на самолете АНТ-4 с А.В. Ляпидевским, (первый Герой Советского Союза) спасал челюскинцев в Чукотском море. Погода была нелетная. Поднималась поземка. Но вот ветер начал стихать и решили лететь. За штурвалом самолета - Ляпидевский, второй пилот - Конкин. Погода начала портиться. И вдруг вдали появились огни от костров, и почувствовали запах дыма. Мороз, очки запотевают, летят в пыжиковых масках. Наконец-то увидели лагерь. Но площадка для посадки мала. А.В. Ляпидевский кружил самолет, но сажать не решался, дул сильный боковой ветер. Конкину такой маневр не понравился. Он настаивал на посадке. Ляпидевский не решался.

Дело дошло до скандала. Тогда всю ответственность на себя взял Конкин. Евгений Михайлович сам садится за штурвал самолета и удачно сажает самолет. Вылезли из кабины. Челюскинцы давай обнимать, целовать. Кто-то закричал: "Да здравствует советская авиация!". Другие подхватили: "Да здравствует первый самолет на льдине!". Летчиков на радостях качали и подбрасывали вверх. Первыми на борт были взяты все женщины и две девочки Алла и Карина. Женщины простились с челюскинцами, забрались в самолет, но в кабине уместились только четыре женщины, двух женщин пришлось привязать на крыле у кабины, укрыв, чтобы не замерзли, брезентом.

В кабине летчиков, не рассчитанной на столько пассажиров не повернуться, ни рукой шевельнуть, Моторы взревели. Радость охватила всех. Летчики помахали оставшимся участникам экспедиции, те в ответ махали шапками. До свидания, льдина - холодина! Спасенных - в северный поселок Уэлен. Через 2 часа 20 минут показался поселок. А потом были еще полеты. Так все челюскинцы были спасены.

Золотые Звезды

Когда закончилась челюскинская эпопея, Ляпидевский не забыл доложить о скандале и нанесенном ему оскорблении и о "самоуправстве" Конкина "куда следует". Были приняты соответствующие меры. Так исчезли официальные данные об уроженце Ковылкинского района, села Казенный Майдан Конкине Евгения Михайловича из официальных советских источников и в книгах о челюскинской трагедии. Только при выпуске записок полярного летчика Михаила Каминского "В небе Чукотки" 1967 года издания, была написана статья на стр. 185-192 "Конкин Е.М.". Вот так несправедливо распорядились с летчиком, который в трудную и опасную минуту первым посадил самолет ради спасения челюскинцев.

"Ванкером, Уэлен, Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину! Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что Вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины. Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР: 1) об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, - звания "Героя Советского Союза", 2) о присвоении летчикам Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно, участвовавшим в спасении челюскинцев, звания "Героя Советского Союза". 3) о награждении орденом Ленина поименно летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалованья. И Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, В. Куйбышев, А Жданов". ВЦИК 16 апреля 1934 года издал Указ о награждении Героев и 20 апреля 1934 года М.И. Калинин вручил награды Героям Советского Союза.

В 1935 году после непродолжительного отдыха Е.М. Конкин с отрядом легкомоторного парка направляется в экспедицию товарища Зяблова, а затем в группу инженера Аушкина, занимается разведкой залежей полезных ископаемых. Активное участие принимал в разработке мероприятий по проводке советских судов во льдах Северного Ледовитого океана в навигационную пору. Правительство отметило его мужественный труд орденом "Знак Почета". В1938 году назначается он командиром Чукотского авиаотряда, на пути которого неизменно вставали немыслимые преграды. За обеспечение перелета воздушной армии с материка через Северный полюс на остров Врангеля на мыс Шмидта и в бухту "Провидения" он был награжден орденом Ленина.

Заветы полярного летчика

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. подразделение штурмовиков "ИЛ-2" под командованием Е.М. Конкина наводило панику и ужас, на фашистов, рвавшихся к городам: Мурманску, Петрозаводску, (Советское Заполярье), при операции "Штурм Берлина", в которой он принимал непосредственное участие в разработке авиационной операции. В его отряде штурмовиков "ИЛ-2" было 7 Героев Советского Союза, и эти звания летчиками были получены в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ратные подвиги воспитателя летных кадров и отважного командира штурмовиков подполковника Е.М. Конкина были отмечены вторым орденом Ленина. Евгений Михайлович был награжден также орденами Красного Знамени, "Знак Почета", "Отечественной войны 1941-1945 гг." 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями: "За оборону Советского Заполярья", "За боевые заслуги". Летчики авиационной эскадрильи "ИЛ-2", ласково звали его "Наш Батя".

В послевоенные годы, соратник Героя №1, полковник Е.М. Конкин посвятил себя развитию и совершенствованию отечественной авиации. Все помыслы Заслуженного полярного летчика и бесстрашного мастера воздушных боев были направлены к одной цели: дать Родине опытных военных летчиков, способных управлять сверхзвуковыми самолетами.

Долгое время Е.М. Конкин работал в Военно-воздушных Силах СССР, в 1954 году по болезни ушел в отставку. В 1969 году скоропостижно скончался в городе Москва.

Благодарные казенномайданцы помнят и ищут неизведанные страницы биографии отважного летчика, который в 1934-м вел самолет "АНТ-4" в лагерь Шмидта вместе с Героем СССР №1 А.В. Ляпидевским. Он первым осуществил посадку на торосистый лед беспокойного Чукотского полярного моря и взял курс на Родину с первыми челюскинцами.

Автор: А. КОЛОДИНА, руководитель музея Боевой и Трудовой Славы «Память» села Казенный Майдан.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1487

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика