В мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Игорь Круглинский, Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия Галина Лотванова, министр образования РМ Галина Явкина и др., а также руководители и педагогические работники образовательных организаций республики; представители органов законодательной и исполнительной власти РМ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; представители органов местного самоуправления; работодателей; общественных организаций республики, средств массовой информации; священнослужители; родительская общественность.
До начала работы Форума высокие гости посетили выставку Саранского техникума сферы услуг и промышленных технологий; Саранского электромеханического колледжа; Кемлянского аграрного колледжа; "Лабораторию безопасности", а также шахматную зону, ознакомились с научно-техническим творчеством детского технопарка "Кванториум", системой воспитания и дополнительного образования городского округа Саранск "Саранск – город добрых дел".
В ходе пленарного заседания были подведены итоги работы отрасли, обозначены актуальные направления развития.
По словам Главы Мордовии Владимира Волкова, в прошлом году по инициативе Президента России Владимира Путина в стране запущен масштабный национальный проект "Образование".
"Наше педагогическое сообщество активно включилось в работу. Сегодня мы можем подвести первые промежуточные итоги. В основе нацпроекта – достижение двух ключевых целей: российское образование должно войти в десятку лучших в мире и воспитание гармоничной личности на основе исторических и культурных традиций нашей страны", - подчеркнул В.Д.Волков.
Владимир Волков добавил, что несмотря на глобальность поставленных целей, нацпроект касается и нашей республики, каждого муниципалитета, каждой школы, так как результаты учеников (невзирая на территориальное расположение – Москва, Саранск, другие города, сёла) повлияют на результаты при замерах качества российского образования. Больших разрывов в качестве знаний быть не должно.
"Для нас принципиально важно, чтобы уровень образования и возможность его получения были равными во всех школах республики. Нацпроект направлен именно на выравнивание качества образования. Наша задача – не "вытягивать" отдельные школы, а поднимать уровень образования в целом и комплексно", - пояснил Глава РМ.
Как добавил В.Д.Волков, передовые программы и методики должны внедряться во все школы. Большую роль в этом играет распространение опыта Лицея для одарённых детей.
"Ежегодно мы об этом говорим, но в течение года многое, к сожалению, забывается. Это, безусловно, недопустимо, - обратил внимание педагогического сообщества Владимир Волков. – Методики лицея должны найти место в каждой школе".
На Всероссийской олимпиаде школьников подавляющее большинство призовых мест для Мордовии завоёвывают воспитанники Лицея для одарённых детей. "Нас очень радуют эти победы, но мы ждём достижений и от других школьников. Потенциал для этого огромный", - заметил В.Д.Волков.
Глава Мордовии добавил, что перед республикой стоят не менее амбициозные задачи: войти в десятку лучших региональных образовательных систем России. Достичь поставленных целей вполне возможно, поскольку в республике есть образовательные учреждения, в разные годы входившие в рейтинг ТОП-500 лучших школ России, - школы №№ 12, 19, 20, 4, 43, 39. Кроме того, в рейтинг лучших сельских школ страны входили некоторые школы Ельниковского, Торбеевского, Зубово-Полянского, Ромодановского, Старошайговского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Теньгушевского, Лямбирского, Ичалковского районов.
Приоритетом является раннее комплексное развитие детей. Для решения задачи в Мордовии многое делается – повышается качество и доступность дошкольного образования. "Благодаря программе, инициированной Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, нам удалось решить проблему очерёдности в детские сады. В сентябре будет открыт 59-й по счёту за последние 7 лет детский сад", - напомнил Владимир Волков.
Активно ведётся работа по созданию ясельных мест. К 2021 году очерёдность в детские сады детей до трёх лет будет полностью ликвидирована. Для этого будет построено ещё 15 детских садов в Саранске и 9 районах Мордовии.
Что касается федеральных проектов, то среди них одним из важнейших является проект "Современная школа", предполагающий строительство новых школ, обновление материально-технической базы, внедрение новых программ и методик. "2 сентября откроются две новые школы в Краснослободске и в посёлке Умёт Зубово-Полянского района. До конца следующего года построим ещё 2 школы в с. Дракино и с. Аксёново. И до 2024 республика ежегодно будет строить минимум по 1 школе", - заверил Глава Мордовии.
Также отмечалась необходимость решать проблему обучения во вторую смену. Минобразованию было рекомендовано активнее добиваться включения в нацпроект образовательных учреждений республики. Особое внимание следует обращать на качество подаваемых заявок.
В рамках нацпроекта на базе 27 сельских школ будут созданы центры цифрового и гуманитарного профиля "Точки роста". Такие центры за три года должны открыться в каждой второй сельской школе. Проект направлен на модернизацию таких предметов как технология, информатика, ОБЖ, появятся секции для занятия шахматами. В учебных заведениях должна создаваться интерактивно-инновационная образовательная среда, к которой в полной мере должны быть готовы педагоги.
Федеральный проект "Успех каждого ребёнка" - это новая модель дополнительного образования, включающий раннюю профориентацию, сопровождение и поддержку талантливой молодёжи. "Наша задача - охватить как можно больше детей допобразованием, вовлечь их в научно-техническое творчество, в проектно-исследовательскую деятельность. Этого требует структура нашей экономики и современный рынок труда", - пояснил Глава Мордовии.
Глава Мордовии подчеркнул необходимость разработать комплекс мер по интеграции талантливых людей в экономику республики. Здесь важна мотивация молодёжи. Если дети будут знать, что конкретный работодатель заинтересован в них, что поможет им с жильём – переездов в другие регионы станет меньше.
Владимир Волков коснулся темы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимо уделить особое внимание. "К 2024 году 70 процентов детей с ОВЗ должны обучаться по дополнительным образовательным программам. Причём не менее 34 процентов – уже в этом году", - поставил он задачу педагогическому сообществу.
Также В.Д.Волков рассказал о проекте "Цифровая образовательная среда", согласно которому технологии освободят педагогов от бумажной работы. Уже в этом году в 8 школах республики будет внедрена подобная система, а в следующие три года она появится ещё в 40 школах.
Рассказал Глава Мордовии и о проекте "Учитель будущего", ключевым моментом которого является современный педагог – профессионал, способный к непрерывному образованию, который всегда на шаг впереди своих подопечных, где не играет большой роли молодой это специалист или педагог со стажем.
Владимир Волков остановился на вопросах нехватки педагогов в школах региона, особенно в сельской местности. "Хотя и в городских школах у нас не хватает учителей математики, физики, иностранных языков, начальных классов и других специальностей. При этом за последние 5 лет Мордовский педагогический институт подготовил свыше 300 учителей математики и информатики, более 220 учителей иностранных языков, около 100 физиков. Логичный вопрос: где работают все эти люди? Почему в наших школах дефицит учителей-предметников?" - задался вопросом Глава РМ и дал поручение детально разобраться в ситуации.
По решению Президента страны В.В.Путина, со следующего года запускается программа "Земский учитель". Выплаты по миллиону рублей получат педагоги, переезжающие в сельскую местность и малые города. "Мы должны использовать возможность программы максимально эффективно", - сосредоточил внимание педагогического сообщества Глава Мордовии.
В ходе заседания прозвучали выступления ведущих педагогов республики, а по завершении многие работники сферы образовании Мордовии получили заслуженные награды из рук Владимира Волкова.
Так, Указом Главы Республики Мордовия 4 общеобразовательные организации, активно внедряющие инновационные образовательные программы, получили премии Главы Республики Мордовия в размере 500 тыс. рублей.
Диплом и премия вручены Ковылкинской средней общеобразовательной школе №4. Диплом получила директор школы Фролова Елена Викторовна.
Школа является неоднократным победителем конкурсного отбора лучших школ России, внедряющих инновационные педагогические технологии. Отмечена медалью и дипломом Победителя конкурса "100 лучших школ России". Является муниципальным Ресурсным центром профильного обучения. За последние три года более 300 учеников школы стали победителями и призёрами олимпиад и конкурсов различного уровня.