Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковылкинского района Республики Мордовия

431350, Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Пролетарская, 2б.
телефон: +7 (83453) 2-13-29
e-mail: golosprim.red@yandex.ru

"Жизнь-легенда" М.П.Девятаева

8 февраля 1945 года произошло удивительное событие: из германского плена бежали десять советских военнослужащих… причём не как-нибудь – а на боевом самолёте… и не откуда-нибудь – а из лагеря Пенемюнде, того самого, где испытывали ракеты "Фау".

Руководил группой и пилотировал машину старший лейтенант Михаил Девятаев… (настоящая фамилия – Девятайкин) случайная подмена произошла в юности, фамилия Девятаев была внесена в документы Михаила Петровича в Казани во время учебы в речном техникуме. Интересная выставка, посвященная М.П.Девятаеву, открыта в Ковылкинском краеведческом музее.

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 г. в п. Торбеево, он был 13 ребенком в крепкой, дружной семье крестьян. К началу войны в живых осталось лишь шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте .

В 1938 г. Девятаев окончил казанский речной техникум, параллельно пройдя летную подготовку в городском аэроклубе. В этом же году его призвали в ряды РККА. В 1940г. он окончил "Первое Чкаловское военное авиационное училище им. К.Е. Ворошилова". Война застала молодого летчика в 237-м истребительном авиационном полку, входившем в 57-ю смешанную авиационную дивизию, дислоцированную в Оранах Белостокской области Белорусской ССР.

Михаилу повезло, его непосредственным командиром был прославленный советский ас Владимир Бобров, который одержал в испанском небе 13 личных и 4 групповых победы.

Ранним утром 22 июня 1941 г. Бобров повел эскадрилью Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков и в первом же воздушном бою сбил немецкий средний бомбардировщик "Heinkel 111", 23 июня первый бомбардировщик навечно приземлил Михаил Девятаев. За три месяца войны его два раза сбивали, в 35 воздушных боях Девятаев уничтожил 9 самолетов противника.

В марте 1944 года Бобров разыскал "Небесного Тихохода" Девятаева, познакомил его с Покрышкиным и забрал к себе в 140-ой ИАП, где Михаил в сжатые сроки освоил пилотирование американского истребителя Бэлл-Р39 "Аэрокобра".

"Мордвин" - таким был позывной летчика-истребителя авиадивизии Покрышкина старшего лейтенанта Девятаева. Последний раз он вышел на связь 13 июля 1944-го во время воздушного боя близ Львова: Девятаев сбил "Мессершмитт BF-109" и был подбит сам. Михаил выбросился с парашютом, ударился головой о стабилизатор хвостового оперения и потерял сознание.

Без сознания, с тяжелыми ожогами Михаила подобрали немцы и отправили летчика в Варшаву.

Находясь в лагере под Кенигсбергом, Девятаев с товарищами по несчастью готовил побег, который не состоялся. Девятаева переправили в концлагерь "Заксенхаузен". От верной гибели Михаила спас случай – в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил бирку смертника на его робе биркой штрафника, принадлежавшую погибшему учителю с Украины Григорию Никитенко. Под этим именем он и числился в лагерных архивах, а летчик Девятаев значился там в списках казненных. Михаил попал в 13-ый блок, здесь заключенные испытывали военную обувь. Ежедневно узники с двадцати пятью килограммовой нагрузкой проходили больше 40 км по 9 специализированным трассам, имитирующим различные типы дорог. Узники барака были смертниками.

Вскоре "Никитенко" отправили в "заповедник Генрига" на остров Узедом.

С 1937 г. в ракетном центре "Пенемюнде", расположенном вблизи острова Узедом, разрабатывалось секретное оружие III рейха, крылатые ракеты Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2. После того как 17 августа 1943 г. 597 четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков "Avro Lancaster" и "Handley Page Halifax" королевских ВВС Великобритании устроили в Пенемюнде огненную бурю, немцам для восстановления инфраструктуры полигона понадобились тысячи узников.

Девятаеву понадобилось немного времени для осознания того, что сбежать с острова если и можно, то только по воздуху. Закапывая воронки, разбивая руины, маскируя самолеты и ангары с помощью росших в передвижных тележках деревьев, Михаил постоянно наблюдал и анализировал информацию об инфраструктуре островного аэродрома. Он узнал, что на авиабазе помимо истребителей базируется готовый в любое время к вылету "Heinkel 111", с вычурным вензелем "G.A." на фюзеляже. Как-то наблюдающего за "Хенкелем" Михаила поманил пальцем сидевший за штурвалом в прозрачном конусе кабины обер-лейтенант. Со смехом щелкая тумблерами, летчик показал пленному, как заводятся двигатели "двухмоторного коршуна". Работая, узники, где только могли, собирали с уничтоженных "сто одиннадцать" фрагменты приборных досок, проносили добычу в барак, где Михаил изучал фрагменты авиационного оборудования, пытаясь понять, как управлять бомбардировщиком.

В начале февраля 1945 г. группа из 10 человек подготовила план побега, участники заранее распределили роли.

С первого раза взлететь не удалось, с холодным спокойствием Михаил зашел на второй круг. Немцы, понимая, что пилот вытворяет нечто несуразное, подняли на аэродроме тревогу. Вновь набрав скорость, Девятаев в момент отрыва шасси от взлетки закричал: "Парни, штурвал на себя!", у него, имевшего острый дефицит веса, просто не было сил одному поднять самолет в воздух. Через секунды проклятые бараки концлагеря "Узедом" остались внизу.

На подлете к Польше Девятаев столкнулся с заградительным огнем советских зенитчиков, машину прошили десятки осколков, у Польского городка Woldenberg Михаил посадил бомбардировщик на брюхо, да так, что никто из его товарищей не получил ни одной царапины. На допросе беглецы показали особистам координаты секретного немецкого полигона, по которому потом 5 дней наносили удары советские бомбардировщики.

Волей судеб вскоре Девятаев снова попал в "Заксенхаузен", ставший после победы "Спецлагерем №7" Народного комиссариата внутренних дел СССР. Помимо нацистов, офицеров вермахта, иностранцев, тут содержались и бывшие советские военнопленные, ожидавшие отправки в Советский Союз. В сентябре 1945г. Михаил по просьбе некого "полковника Сергеева" (Сергей Павлович Королев) показывал и рассказывал гостю о полигоне Пенемюнде.

В ноябре 1945 года был уволен в запас (перед тем он непродолжительное время содержался в лаге­ре на территории колонии-поселения на станции Невель Псковской области).

В конце 1950-х годов Девятаеву были поручены испытания "Ракеты" — одного из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал капитаном речных судов и стал перв­ым капитаном теплохода "Метеор". Через 12 лет после войны, 15 августа 1957 года, по инициативе С.П.Королёва Михаилу Девятаеву было при­своено звание Героя Советского Союза (по некоторым сведениям, награда была вручена за вклад в советское ракетостроение, за помощь в создании первой советской ракеты.   

Он активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминания­ми, неоднократно посещал остров Узедом и встречался с други­ми участниками событий побега, издал две автобиографические книги  — "Полёт к солнцу" (1972) и "Побег из ада" (1988).

Михаил Петрович Девятаев - Герой Советского Союза, почетный гражданин Республики Мордовия, а также города Казани и немецких городов Вольгаста и Цинновица. После войны с супругой Фаиной Хайрулловной вырастили двух сыновей, Алексея и Александра, и дочь Нелли. Похоронен в 2002 году в Казани на Арском кладбище. В его родном поселке Торбеево на Октябрьской улице 8 мая 1975 года открыт  Дом-музей Героя Советского Союза М.П.Девятаева.

Автор: Анатолий Алямкин, заведующий Ковылкинским краеведческим музеем-филиалом.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 438

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика