Дословно оно означает "устроительница", и все наши Тани этому определению отвечают абсолютно!". Накануне Дня покровительницы науки и образования мы беседуем в одном
из кабинетов гимназии №3. Напротив корреспондента расположились три Татьяны – четвероклассница Танечка ПОНЯЕВА, педагог-психолог Татьяна Викторовна ТУЧИНА и завуч по учебно-воспитательной работе Татьяна Геннадьевна ГОНТАРЕВА. Вместе пытаемся "зрить в корень": как проявляются, развиваются качества, которые впоследствии помогают мальчишкам и девчонкам стать теми весёлыми и всегда жадными до знаний студентами, которым, собственно, и призвана покровительствовать святая Татиана.
Таня Поняева – одна из тех ребят, которые уже с начальных классов занимаются инновационной деятельностью.
– Нет, нас не заставляют делать исследования, – застенчиво улыбается она прямому вопросу корреспондента, – мы сами принимаем решения, заниматься или нет. В прошлом учебном году впервые взялась за исследовательскую работу. Очень понравилось! А началось всё с простого интереса: моя младшая сестра (сейчас она первоклассница) – леворукая, и я задумалась, насколько ей тяжелее или проще учиться, привыкать к школьным требованиям. Потом уже сформулировала общий вопрос – отличаются ли леворукие дети от праворуких, – и из этого вывела все остальные вопросы. Как шло само исследование? Во-первых, составила анкету для таких ребятишек и провела среди них опрос. Во-вторых, ещё наблюдала, присматривалась. Сделала выводы, что левши более спокойны в поведении, а ещё у них лучше воображение. Вот только почитать статьи и книги мне в голову не пришло. Ничего, скоро у нас опять будет научно-практическая конференция: когда займусь новой темой, этот момент уже не упущу.
– Кем же ты хочешь стать, когда вырастешь?
– Хочу профессионально играть в волейбол. Это приносит и удовольствие, и деньги. А исследования – это останется хобби. Спрашиваете, зачем именно такое? Ну, не знаю, как сказать. Хочется больше учиться, больше знать. Будто сам ум этого требует.
– Может быть, дело в том, – мягко вступает в наш разговор Татьяна Геннадьевна, – что мышцы у ребёнка ещё требуют большего внимания, игры и движения, а мозг уже начал осознавать необходимость и желание постоянной нагрузки? С возрастом это стремление наверняка оформится ещё чётче.
– Откуда такая уверенность? И какая часть ваших ребят стремится, а затем и попадает в вузы?
– Думаю, в высшие учебные заведения хотят поступить практически все гимназисты-старшеклассники. И гимназия готова предоставить своим ученикам такие условия, чтобы они смогли добиться поставленной цели. Проблема иной раз возникает в том, что не все готовы брать предложенное... Есть нехорошая тенденция, когда ученики бывают уверены: если родители имеют деньги, значит, я уже практически студент. К сожалению, она не совсем безосновательна. Впрочем, в гимназии стабильный и высокий процент выпускников, поступающих в вузы – от 70% до 80%. Мы очень уважаем тех ребят, кто всё же рассчитывает на свои силы, свой ум. Они готовятся систематически, очень основательно и – как правило, поступают на бюджет, даже когда бюджетных мест выделено, допустим, всего пять или шесть. Причём по списку идут в числе первых.
Блестящие примеры успешного студенчества часто показывают именно те ученики, продолжает завуч, которые в школьные годы занимались научно-практической деятельностью. Они уже с первого курса показывают хороший уровень как раз в качестве будущих молодых ученых. При этом зарабатывают себе как рейтинг, так и повышенную стипендию.
– Хотя, стоит отметить, самооценка современных детей часто завышена, – берёт слово Татьяна Викторовна. – Они безоговорочно уверены, что успешны изначально, могут всё и чуть ли не родились со способностью покорить мир.
– Отражение установок, которые нынче витают в обществе?
– Да, во многом. Я бы сказала, что данные установки оказывают больше влияния на пап и мам, а потом уже через них – на ребятишек. Причём эта "медаль" ведь имеет и обратную сторону. Желание, чтоб сын или дочка во всём были лучше других, к моменту ЕГЭ начинает сильно осложнять подросткам жизнь. Не раз замечала: они не столько сами нервничают и срываются из-за экзаменов, сколько их – исподволь и наверняка не желая того – настраивают родители.
– И что делает с этим школа?
– А школа предпочитает усиливать крылья. Если ребёнок думает, что он что-то может, пусть он действительно этому "чему-то" научится. Опять же, говоря о ребятах, занимающихся исследовательской деятельностью, – им действительно очень непросто. Большая дополнительная нагрузка. Потому и стараемся окрылить, поддержать. А ученики по-настоящему загораются своими исследованиями, они потом уже не могут без этого, буквально питаются этим! И уже сами приходят к своим классным руководителям с новой темой, чтобы утвердить в качестве разработки.
– Бывают у юных исследователей парадоксальные выводы?
– Ещё какие! – смеётся Татьяна Геннадьевна. – Знаете, иногда слушаешь и не успеваешь причёску приглаживать, чтоб волосы дыбом не вставали. А потом вникнешь в выводы, раздумаешься… А ведь во многом юный коллега может быть прав! Постоянно говорю ученикам на уроках: чтобы уметь принимать решения на основе поступившей информации, вы должны эту информацию уметь обрабатывать. Вырастить в себе этакое "сито", через которое пропускать и слухи, и рассказы приятелей-очевидцев, и официальные сообщения. И вот так, критически, отфильтровать сведения, которые в изобилии даёт окружающий мир, вы можете только посредством образования. То есть упомянутое сито – это знания. И умение самостоятельно мыслить, которое как раз и обретается в процессе исследований, споров с собой и учителем, защиты своих выводов. Этим навыкам мы и стараемся учить наших студентов. Нет, я не оговорилась: ведь "студент" переводится как "обучающийся" и "усердно занимающийся". Наши ребята – именно таковы.