Одним из победителей стал проект семиклассницы Софии Синдеевой "Школьному музею – новую жизнь", посвящённый возрождению Ракитовского школьного историко-краеведческого музея.
Как всё начиналось…
История Ракитовского школьного музея начинается в далеком 1968 году, когда стараниями директора школы Анны Григорьевны Востриковой была организована Комната Боевой славы. Это по ее инициативе коллектив учащихся и учителей начал интенсивную поисковую работу, связанную с боевым прошлым односельчан, историей 32-й Краснознаменской Дальневосточной дивизии и с именем героя Советского Союза Александра Матросова. Совместно с учащимися, педагогами школы и родителями была налажена переписка с участниками Великой Отечественной войны, собирались материалы, проводились встречи с бывшими воинами.
Эстафету по поисковой работе от Анны Григорьевны Востриковой принял Илья Васильевич Локтионов, ставший в 1973 году директором Ракитовской школы. Он продолжил развивать музей, привлекая к этому детей. Были организованы поездки по боевому пути дивизии, встречи с ее ветеранами в г. Москве и Подмосковье, г. Рубцовске, селе Ракиты. В одной из таких поездок учащиеся Ракитовской школы совместно с московскими школьниками проводили раскопки на месте ожесточенных боев 32-й Краснознаменной Стрелковой дивизии в Долине Смерти под Москвой. Защищая эту территорию, погибли десятки тысяч красноармейцев. Позже это место было переименовано в Долину Славы. Найденные на месте раскопок экспонаты выставлены в школьном музее с. Ракиты.
Долгое время И.В. Локтионов, который возглавлял школьный музей, вместе со своими воспитанниками вел работу по восстановлению истории села Ракиты и колхоза им. Тельмана. Ребята встречались с долгожителями, еще помнившими о заселении своей малой Родины и о первых коммунарах, работали с архивными документами, собирали предметы быта того времени. На основе собранных экспонатов в музее оформлена комната старины, установлены стенды с информацией о первых председателях колхоза, заслуженных ветеранах труда.
В ноябре 1987 года Комнате Боевой славы присвоен статус Краеведческой комнаты, а в декабре 1990 года решением краевого смотра работы школьных музеев появился Ракитовский школьный музей историко-краеведческой направленности. В 90-е годы Ракитовская школа являлась базовой в районе по военно-патриотическому воспитанию учащихся, по организации поисковой работы, увековечиванию памяти погибших в годы войны и подвига тружеников тыла. Большая работа в эти годы проводилась по сбору материалов об Александре Матросове.
В 2009 году музей получил статус "историко-краеведческий". На базе музея продолжается поисково-краеведческая работа по истории села, колхоза им. Тельмана, Ракитовского лесхоза, школы, по истории пионерской организации им. А Матросова. Школьники занимаются сбором материалов о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о тружениках тыла, детях войны, проживающих в селе, о первоцелинниках, о воинах – интернационалистах, об известных людях села Ракиты. В 2015 году статус музея как историко-краеведческого был подтвержден.
Через тернии и воды к звёздам, к свету!
Ракитовскому школьному музею в текущем году исполняется 50 лет. По заданию редакции я отправилась в Ракиты, чтобы рассказать о музее жителям Рубцовского района.
Сегодня музей находится в подвальном помещении школы в двух небольших комнатах, хотя раньше располагался в отдельном здании на территории школы. Возглавляет его в течение одного года учитель истории Людмила Александровна Синдеева, которая также ведет кружок "Наследие".
Когда мы с Людмилой Александровной спустились в подвал и вошли в помещение музея, меня поразили царившие здесь полумрак и холод, несмотря на теплые летние дни. В первой комнате лампа горела только у входа, тускло освещая расположенную рядом экспозицию. В глубине зала тьма сгущалась, окутывая своим мрачным покрывалом экспонаты, поэтому с трудом можно было что-то рассмотреть, а прочитать на стендах информацию не представлялось возможным. Хорошо еще, что у меня был фотоаппарат со вспышкой, иначе бы и снимки не получились. Во втором зале было немного светлее, но все равно лампочки здесь были вкручены слабого накаливания, поэтому светили тускло. Причина недостаточного освещения была проста как сама жизнь – недостаток финансов.
– В прошлом году грунтовые воды впервые затопили подвальное помещение школы. Вода в музее поднялась не менее чем на полметра, стояла все лето и ушла только осенью. Часть экспонатов располагалась на полу из-за нехватки места и была повреждена. В помещении музея повышенная влажность, сырость. Надписи к некоторым экспонатам стали слабо читаемые, нужно тоже их восстанавливать, – рассказывает Людмила Александровна. – С ребятишками-кружковцами мы наводили порядок после затопления, картина была удручающая. У нас хранятся не только награды участников войны, но и их личные вещи, которые необходимо было привести в нормальный вид. Мы перестирали одежду, салфетки, полотенца, скатерти, протерли все. Плохо, что в музее совсем слабое освещение. Когда занимались уборкой, ребятишки приносили из дома фонарики, чтобы подсвечивать себе. А еще проблема – в музее всегда холодно, круглый год, но зимой особенно – просто ледник. Однако, несмотря ни на что, детям очень нравится заниматься в кружке, они с нетерпением ждут каждого занятия, им все интересно. Они любознательны, о многом расспрашивают, им в диковинку многие экспонаты, особенно предметы старины. В кружке у нас занимаются учащиеся с 5-го по 8-й класс.
Людмила Синдеева с благодарностью вспоминает своего предшественника Илью Васильевича Локтионова, который сейчас уехал из села. Она говорит о том, что его вклад в развитие музея просто неоценим.
Через года, через века – помните…
А между тем мы начинаем экскурсию по двум его залам. В военно-патриотическом разделе на стенах висят фотографии павших в войну земляков-односельчан и тех, кто вернулся домой с Победой. Во время Великой Отечественной войны из села Ракиты ушли на фронт 231 человек, погибли на полях сражений – 93 человека. Много материалов, посвященных легендарной 32-й Краснознаменской Дальневосточной стрелковой дивизии. Фотографии ее воинов, снимки школьников по местам боевых сражений – Брест, Волгоград, Бородино, Саратов, Акулово, Долина Смерти.
Но более всего мое внимание привлекла витрина, где на бордовом бархате лежали маленькие красные мешочки. В них – священная земля с мест, где советские люди проливали свою кровь, защищая страну от фашистов. Рядом с мешочками – листочек бумаги с пояснениями, напечатанными на машинке. В Ракитовском школьном музее лежит земля с Бородинского поля, с Долины Смерти, из-под Можайска – с места гибели комдива 32-й Краснознаменской Дальневосточной стрелковой дивизии В.И. Полосухина, с Мамаева Кургана, с места гибели Зои Космодемьянской, из города-героя Ленинграда, с места подвига и гибели Героя Советского Союза Александра Матросова. Еще – земля с братской могилы в Ельне, где похоронено большое количество солдат 32-й дивизии, погибших за Родину. Лежат осколки камня с Брестской крепости, тут же рядом под стеклом – бесценные экспонаты, найденные школьниками при раскопках на местах боев. Они много лет пролежали в сырой земле, проржавели, но не потеряли своей исторической ценности – наконечник от знамени, штык от винтовки, несколько ручных гранат, патроны, саперная лопатка и еще ряд металлических предметов, название которых я не знаю, а информация по ним пока отсутствует.
В отдельной витрине вместе с удостоверениями лежат ордена и медали сельчан, воевавших в Великую Отечественную, принесенные родственниками наших героев. Орденские книжки и удостоверения пронумерованы. Как пояснила Людмила Синдеева, в музее хранился журнал учета фондов, где указывалось, кем и когда был передан тот или иной экспонат, откуда он появился в музее. К сожалению, во время затопления музея грунтовыми водами, журнал размок, сильно пострадал. Теперь предстоит трудоемкая работа по восстановлению утраченной информации.
В поле сеют и жнут цепами, а дети в школе учатся
На большом стенде представлена история села Ракиты и история становления колхоза им. Тельмана. Кстати, бюст Эрнста Тельмана, лидера немецких коммунистов, передан правлением колхоза в музей. Он стоит у входа на подставке и встречает каждого входящего.
Фотографии 30-х годов дают нам представление о жизни колхозников в те далекие годы. Есть уникальные снимки. Бородатый крестьянин в опорках, рваном зипуне и шапке, засевает свое поле зерном. Через плечо у него висит лукошко с семенами. Еще один крестьянин идет за плугом, который с натугой тянет лошадь. Другие фото погружают нас в страдную пору – жатву. Женщины ловко вяжут снопы, мужчины ведут обмолот хлеба цепами, досками… В то время основной тягловой силой были лошади. Из информации на стенде мы узнаем, что в 1935 году посевные площади в колхозе составляли 4,5 тыс. га, имелось 340 голов лошадей, КРС – 115 голов, 75 голов овцематок. Кроме того, колхоз имел 24 дисковых конных сеялки, 35 лобогреек и 35 плугов.
Об успехах и достижениях в советское время коллектива колхоза им. Тельмана рассказывают многочисленные Почетные грамоты, которые представлены в музее. Большим подспорьем для изучения истории села Ракиты современниками является альбом, подготовленный энтузиастами в ноябре 1977 года. В альбоме первые страницы написаны от руки, где рассказывается о людях села, руководителях колхоза и активистах. Есть в нем вырезки из газет, черно-белые фотографии, наглядно показывающие, чем в былые времена жило село, как строилось и развивалось.
Следующая экспозиция рассказывает об истории развития образования в Ракитах с самого основания и по 2005 год. На стеллажах стоят глобусы и фильмоскопы, лежат буквари и прописи, деревянные счеты и калькуляторы, линейки и угольники, а еще – древний арифмометр. И.В. Локтионовым проделана большая аналитическая работа – на стенде красуется список учеников-отличников выпусков 1952-1979 гг., составлена таблица сводных данных о выпуске учащихся за годы существования Ракитовской школы. За период с 1945 года по 1986 год за порог школы вышло 909 учащихся. Здесь выставлена различная символика принадлежности к пионерской организации, начиная от знамени пионерской дружины, разноцветных вымпелов и заканчивая пионерской формой. Из летописи школы мы узнаем, что сто лет назад обучала детей на дому первая учительница Ольга Трофимовна, ее фамилия неизвестна, видимо не сохранилась в памяти старожилов. Притулилась у стены в музее и старая деревянная парта, за которой много лет назад сидели прабабушки и прадедушки современных ракитовских ребятишек, внимая своим учителям. Кстати, первая школа в Ракитах была образована в 1920 году, так что ее столетний юбилей не за горами.
В прошлые годы некоторые экспонаты музея дети делали своими руками. К примеру, здесь стоит добротно сработанный макет крестьянского дома с резным окошком и высоким крыльцом, сделанный девятиклассником Максимом Сушко, восьмиклассником Виталием Певневым и семиклассником Сашей Сушко. Рядом с домиком установлена оградка, у которой сложена миниатюрная поленница дров. Кроме того, на уроках труда ребята сами смастерили для музея макет двузубой сохи – земледельческого орудия труда 13-15 веков и люльку для младенца.
Вдохнуть в музей новую жизнь!
Второй зал музея посвящен жизни и быту населения Рубцовского района. Здесь выставлены различных форм утюги, керосиновые лампы, рубели для глажки белья, прялки, чугунки для приготовления пищи, древняя настольная лампа с металлическим абажуром, станок для плетения веревок из отходов льна, деревянные обувные колодки, сепаратор для молока. Есть даже ткацкий станок 19-го века, сохранность которого вызывает опасение, поскольку он поражен грибковой плесенью после длительного пребывания в воде. Если не принять срочных мер к обработке его от грибка специальными средствами и просушке, то этот бесценный экспонат, которому более 100 лет, может просто сгнить и рассыпаться в прах.
Среди предметов старины стоят деревянные и глиняные кувшины, большие деревянные ступы с пестами, тоже покрытые плесенью, швейные машинки и старые телефоны. Посреди комнаты на круглом столе, покрытом белой скатертью с вышитыми гладью цветами, стоит большой самовар с деревянными ручками. В углу, но не красном, в специальном коробе висит старинная икона Божией Матери. Над коробом большими кусками отвалилась штукатурка, потолок требует ремонта, как и стены музея.
– На грант Главы района мы планируем приобрести демонстрационную витрину, чтобы выкладывать боевые и трудовые награды сельчан. Витрины у нас есть, но стекла не отвечают условиям безопасности, ими можно обрезаться, а ведь здесь занимаются дети, – продолжает разговор Людмила Александровна Синдеева. – Безусловно, музею требуется ремонт. Мы просчитали, на эти цели по скромным подсчетам требуется 19 тыс. руб. Спонсоры обещали материальную помощь. Конечно, подвал – не лучшее место для музея. Вначале мы рассматривали с Людмилой Павловной Шахворостовой, вопрос о переносе музея в сельский Дом культуры, но затем решили, что музей наш, школьный, и должен оставаться при школе. Насколько нам позволит возможность, мы планируем отремонтировать окна, их пока нет, они закрыты, сделать в помещении косметический ремонт, восстановить нормальное освещение. Ребятишки тоже желают помогать нам с ремонтом, они займутся посильной работой. Нужно надписи к фотографиям заменить, рукописные уже плохо видны, выцвели от времени. Мы с детьми уже набрали их на компьютере, теперь нужно будет все распечатать, наклеить куда следует. Наша задача – к столетию села, которое будет отмечаться в августе, навести порядок в музее. В этот замечательный юбилей мы хотим организовать для жителей села экскурсию по музею. Далеко не все наши сельчане знают о нем. Еще у нас в планах – продолжить развитие музея. Хочется дополнить экспозицию про село, показать сегодняшний день – как работают наши фермеры, чем живут сегодня Ракиты. В краеведческой экспозиции, где собраны предметы быта сельчан, планируем в будущем поставить русскую печку. Первоначально я думала, что современные дети не интересуются историей, им не нужен музей, но оказалась не права. Ребятишки с большим желанием посещают кружок, ждут – не дождутся каждого занятия.
Людмила Синдеева рассказала, что, помимо занятий кружка "Наследие", в музее проводятся уроки истории, ведь одна из важнейших задач – патриотическое воспитание детей. Кстати, материалы музея используются при проведении школьных вечеров, смотров художественной самодеятельности в сельском Доме культуры.
В заключение хочу сказать, что для меня Ракитовский школьный историко-краеведческий музей оказался полным контрастов. Насколько замечательны его экспозиции и собранные в нем экспонаты, настолько не соответствует им помещение и по размеру и по состоянию. Год назад подъем грунтовых вод нанес ущерб части экспонатов, и никто не может гарантировать, что подобное явление вновь не повторится. Потому музей просится из подвала на свет, в другое помещение, в котором будет тепло, светло и просторно всем – экспонатам, детям и взрослым.
Людмила Павловна Шахворостова, директор Ракитовской средней школы:
– Музей наш создавался многие годы, в нынешнем году его юбилей – полвека! Стараниями педагогов и учащихся в его фондах сегодня более 900 ценных экспонатов, среди которых предметы быта, орудия труда, экспонаты с мест боев, книги, фотографии, медали, документы, личные вещи.
Музей является важным элементом в образовательно-воспитательном процессе школы. Сегодня он находится в подвальном помещении, и мы очень обеспокоены нынешним его состоянием, а также возможностью повторения прошлогоднего стихийного явления – подтопления музея грунтовыми водами. Поэтому будем рассматривать вопрос о смене для него помещения. Возможно, это произойдет в течение летних месяцев.
Школьный музей обладает практически неограниченным
потенциалом воспитательного воздействия
на умы и души детей и подростков.