0 том, как становятся генералами
В 1969 году я окончил Саратовский политехнический институт. На распределение к нам приехали "покупатели" из знаменитого Министерства среднего машиностроения СССР, и я должен был попасть в город Навои в Узбекистане. Но через два-три дня появились спецстроевцы, у которых был карт-бланш, и все переиграли. Так, призванный на срочную службу в звании лейтенанта-инженера я по- пал в Ижевск на строительство автозавода. Таких, как я - двухгодичников, строивших за- вод, было человек двести. Когда два года прошли, с нами беседовали командиры, убеждали продолжить службу. Если бы со мной поговорил командир СУ-8, в котором я работал, Леонид Михайлович Ремизов, я бы согласился и остался в армии. Я Леонида Михайловича бесконечно уважал, и его мнение было для меня решающим. Но разговаривал со мной другой человек, который у нас уважением не пользовался. Я подал рапорт об увольнении и работал уже как гражданский специалист. Так что о генеральском звании даже не задумывался.
А в 1984 году, когда я был начальником СУ-12 Управления строительства № 17, началось какое-то движение: мне вдруг предложили на выбор две должности, по рангу выше моей - одну в Самаре, другую в Москве. Я подумал и отказался. Начальником строи- тельного управления я проработал всего два года и считал, что этого опыта мало, чтобы стать заместителем начальника треста. Времена были не те, чтобы позволить себе такую авантюру - занять должность, которой не со- ответствуешь. Чтобы чувствовать себя уверенно на высоком посту и отвечать за порученное дело, нужно пройти все ступени, а не перескакивать через них. Не знаю, сказался ли мой отказ, но в 1985 году - в 38 лет - меня все-таки призвали в армию, присвоили звание капитана и назначили главным инженером - первым заместителем начальника треста, генерал-майора Александра Макаровича Демидова. А через десять лет присвоили звание генерала.
0 первом объекте
Мне здорово повезло, что я начал свою трудовую биографию со строительства Ижевского автозавода. Задача передо мной * моими подчиненными (а их было много - около 80 человек) стояла сложнейшая: бетонирование фундаментов главного конвейера. Плюс пол - а это более 50 тысяч квадратных метров.
Из всех инженерно-технических работников необходимый опыт имел только Виктор Дмитриевич Кубраков - замечательный человек и специалист, у которого я многому на- -.ілся. Остальные были такими же недавними выпускниками вузов, как и я об этом мы делали уникальные фундамент под французское оборудование. Требования жесточайшие - выше СНИПов. И мы учились друг у друга по ходу работы. Там я понял главное - нужно постоянно заниматься образованием, потому что лишних знаний не бывает. Не учишься сегодня, значит, завтра начнешь отставать, терять квалификацию. Этому правилу, усвоенному на строительстве автозавода, я следовал всю жизнь. "Поэтому особо не возмущался, когда в самый разгар работы на фундаментах мне сказали: "Слушай, у нас тут отстает депо стартовых и тяговых аккумуляторов. Надо помочь с каменной кладкой. Бери солдат, переучивай, и вперед". А я сам единственный раз клал кирпич на практике после 8-го класса - помогал строить интернат. Ну, и студентом в каникулы работал и иногда мастерок в руки брал. Но и тут повезло - мне дали в помощники рабочего Ардашева (к сожалению, его имя и отчество запамятовал). И он нас многому научил. что помогли мы отстающим. А я на всю жизнь усвоил еще один урок: учиться надо у мастеров своего дела, независимо от того, в какой они должности и какое у них образование.
0 профессии строителя
Ітроитель, и особенно строитель промышленных объектов, - профессия тяжелая. Это "только со стороны кажется, что строить - значит, выкопать котлован, уложить арматуру, залить бетон и положить кирпич. На деле строитель должен досконально знать и владеть всеми особенностями технологии. 4о и этого мало. Нужно разбираться в сути "ого производства, для которого ты строишь корпус или заливаешь фундамент. Иначе "можно допустить казусы и ляпы. "представьте себе промышленный корпус размером 100 на 30 и высотой 12 метров. Кажется, ничего сложного. Но при этом во время эксплуатации внутри него не должно быть ни пылинки. Или, как в другом случае, температурный режим не должен отклоняться даже на 0,5 градуса, иначе оборудование автоматически отключится. Настоящий строитель должен все это учитывать, применять соответствующие технологии и жестко контролировать их соответствие. В советское время были такие технологии, которые даже сегодня, при всем техническом прогрессе, повторить очень трудно.
Чтобы строить такие объекты, нужна высочайшая культура производства. А она дается огромным трудом и опытом.
0 том, что нельзя рассказывать
0 многом из того, что связано с промышленными объектами, я до сих пор не имею права рассказывать. А жаль, потому что посчастливилось возводить уникальные объекты, которые ломают расхожие представления о на- шей профессии, как о простой и грубой. В архитектурном отношении объекты непритязательные, даже некрасивые. Но как они построены! Вот корпус, в котором работа- ют мощные прессы, а фундамент сделан так, чтобы не передавать вибрации на почву. По- тому что рядом стоит тонкое оборудование, которое не терпит малейших колебаний. Красота!
Строить такие объекты - труд нелегкий, временами выматывающий. Груз ответственности огромный. Но и радость от того, что смогли, что хватило сил, ума, квалификации, упорства - неописуемая. Такие объекты прибавляют строителям уверенности в себе, позволяют держать очень высокую планку.
0 счастье
Я счастливый человек, потому что, как мне кажется, состоялся и в профессиональном плане, и в личной жизни. Честно служил, и мне не стыдно ни за один построенный объект.
У меня замечательная жена. Пишет очень проникновенные стихи, которые посвяща- ет родным и близким. Два сына и дочь полу- чили высшее образование, работают по спе- циальности и с удовольствием. Что особенно радует, дети никогда не козыряли тем, что их отец - генерал. Добиваются всего в жиз- ни сами, своим умом и трудом. Это главное. И внуки, которых, как все дедушки, люблю и балую, но в меру. .
Как говорил Абдулла из "Белого солнца пустыни", "хорошая жена, хороший дом - что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!".