В январе 2018 года на трассе Ижевск-Воткинск введены в строй дорожная метеостанция и прибор учёта интенсивности движения – элементы интеллектуальной транспортной системы, которую планируется в перспективе создать в регионе.
Первая региональная дорожная метеостанция установлена в соответствии с рекомендациями экспертов на самой загруженной трассе в Удмуртии.
Средства на оборудование и программное обеспечение дорожной метеостанции – 4,5 млн рублей – были выделены из суммы, сэкономленной в результате проведения торгов на ремонт региональных автодорог в 2017 году.
Новый пост метеоконтроля позволяет осуществлять мониторинг текущих погодных условий и состояния поверхности на дороге и заблаговременно получать предупреждения об опасных явлениях на дорогах, таких как изморозь, лед, туман, сильный ветер, мокрое или заснеженное дорожное покрытие.
Радиус действия метеопоста 25-30 км.
Особенностью новой дорожной метеостанции является бесконтактный датчик состояния покрытия. Эта разработка российской компании имеет ряд преимуществ перед импортными аналогами, в которых используются датчики, вмонтированные в дорожное полотно. В случае с бесконтактным датчиком его не требуется демонтировать при проведении ремонта дороги. Кроме того устройство не подвергается механическим повреждениям, которые приводят к снижению точности измерений. При этом бесконтактный датчик не уступает конкуренту по классу точности и имеет более низкую стоимость.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексея Горбачева, установка метеостанций - фактор безопасности дорожного движения, обеспеченный точным прогнозом метеоусловий с привязкой к местности.
"Зная о возникновении на трассе таких опасных явлений как "чёрный лёд", "стекловидный лёд", мы можем своевременно известить подрядные организации и мобилизовать дополнительную технику. И наоборот, в случае, если подрядчик допускает на дороге снежный накат – а метеостанция позволяет нам видеть, когда он был устранен, – то мы можем наказать эксплуатирующую организацию за нарушение контракта. То есть это еще и способ контроля", - отметил глава ведомства.
Работы по развертыванию метеопостов на региональных трассах в этом году будут продолжены. Уже определены более 20 точек расположения постов метеоконтроля, обеспечивающих оптимальный охват территории.
Что касается прибора учёта интенсивности движения, то его аналоги в рамках проекта "Безопасные и качественные дороги" установлены в 2017 году на пяти основных выездах из города Ижевска. Они позволяют аккумулировать сведения о трафике автомобильного движения (темпах его роста, составе транспортных средств, въезжающих и выезжающих из города, распределении сезонной и суточной интенсивности и т.д.), необходимых для принятия стратегических решений, направленных на развитие дорожной инфраструктуры.
Организация учета интенсивности движения – одно из мероприятий по созданию в регионе интеллектуальной транспортной системы, геоинформационную основу которой заложили еще в 2016 году. Тогда по заказу Минтранса Удмуртии был выполнен учет дорог и их элементов с привязкой к их координатам.
Напомним, что приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" ориентирован на создание и развитие в регионах инфраструктуры безопасности. Так, в 2017 году в рамках проекта в Удмуртии отремонтировано 144 км дорог, устроено 9,5 км освещения и 1,8 км дорожных ограждений. Только в Ижевске, который является центром агломерации, количество очагов аварийности снизилось с 27 до 20.
"При реализации проекта "Безопасные и качественные дороги" критерием эффективности для нас должны стать не километры перестеленного дорожного полотна, а ликвидация очагов аварийности, повышение безопасности на наших дорогах. Этот принцип, изначально заложенный в проект, является для нас приоритетом", - отметил 9 января на аппаратном совещании Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов.