Ткачество - широко распространённое ремесло, которым прежде владела едва ли не каждая их наших прабабушек. Длинные, яркие домотканые дорожки… Именно такие воспоминания из детства греют душу. Их ещё по другому называют половики, а используются они в быту с достаточно давнего времени. Каждая мастерица старалась сделать свою работу уникальной, использовав множество техник при создании домотканых половиков. Сегодня используют самые разные расцветки. А когда-то по изделию можно было определить из какого рода мастерица создала его. Материалом для ткацких половиков служат цветные нити и ткань.
Половик длиной 185 метров (это было на 20 марта) соткали в Гожне пенсионерки Зинаида Николаевна Михайлова, Екатерина Ефремовна Александрова, Светлана Васильевна Ботникова, Людмила Прохоровна Сухова и Татьяна Михайловна Ионина. Он уже радует детей мастериц, проживающих в разных уголках нашей Удмуртии, России.
- Идея его создания вынашивалась годами. Когда работали - были ещё не на заслуженном отдыхе, времени на творчество не хватало. А сейчас и на заслуженный отдых вышли, и дети выросли. Вот и выкроилось оно для воплощения мечты, - говорят они.
Вдохновитель проекта Светлана Васильевна Ботникова рассказывает:
- У подруги Екатерины Ефремовны, увидели половик. Очень понравился. И загорелись идеей что-то подобное создать. У меня уже был ткацкий опыт, у Екатерины тоже. В общем, решили, что надо попробовать.
- В нашей деревне очень хорошо ткала тётя Софья. Вот она и научила, своим умением поделилась с нами, - вспоминает Екатерина Ефремовна.
Поддержали инициаторов и другие мастерицы. Так 26 ноября прошлого года впервые собрались за любимым делом.
- Мы семьями очень давно дружим. Всегда друг другу помогаем, поддерживаем, наверно, потому и мыслим даже одинаково. Одна из нас что-то предложит, идеей загораемся сразу, - говорят они в один голос.
Героини моего рассказа люди, заставшие далеко не роскошную жизнь послевоенных десятилетий, женщины экономные. Они износившуюся одежду не выбрасывали, всё постирав, собирали в мешки, разместив их в проветриваемом уголке. Теперь всё это добро востребовано. В ход у них идёт всё и футболки, и спортивные костюмы, и платья, и постельное бельё… В общем, всему тому, что отслужило своё век, дают вторую жизнь.
Ездили они и в Старомоньинский дом ремесёл, чтобы посмотреть, как там работают за ткацким станком. В общем, воспоминания о наставлениях тёти Софьи оказались как раз кстати.
У каждой из них есть свои функциональные обязанности. Пока одна за станком орудует, другие нарезают длинными полосками ткань. Примерно шириной 1,5- 2 сантиметра по основе. Концы полосок сшивают. И так получаются разноцветные клубки за клубком.
Основные рабочие органы (так скажем) станка – ремизка (2 планки, которые, перемещаясь вверх или вниз, поднимают или опускают нити основы, образуя зев, в который прокладываются нити утка), челнок (служит для прокладывания уточной нити) и бёрдо (деталь в виде гребня, которое прибивают проложенную нить утка к опушке ткани). Нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая навивается на товарный валик (навой). Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей, переплетения нитей. В действие станок приводили педалями ножного привода. Для основы брали хлопчатобумажные нити №10, а героини моего рассказа используют нити №130 (но как мне объяснили это тоже самое, что и нити №10) черного и белого цветов. Сложно объяснила? Так ведь и дело непростое, хотя со стороны вроде бы незамысловатое.
Поддерживают женщин и их вторые половинки. Для них тоже находится работа: один на машине ткацкий станок перевозит из одного дома в другой, другой ножницы точит…
- Еду готовят, - с улыбкой подчёркивают они. - Ведь у нас почти как обычный рабочий день. С утра скотину накормили и половик доделывать. И до пяти часов вечера. Правда, обед у нас по расписанию. У кого в тот день работаем, та и стол накрывает. Ну, в выходные отдыхаем. Дети, внуки приезжают, с ними время проводим.
В день нашей встречи они работали в доме у Татьяны Михайловны Иониной. Здесь мастерицы будут трудиться до Пасхи, а потом сезон закроют, так как огородные работы появятся. А переезжают они из одного дома в другой, потому что для каждой половик делают из её же тканей.
Надо отметить, что мастерицы ещё и дизайнеры. Не зря говорят - работа учит, они научились сочетать и ткани, и цвета. А вот дети половики заказывали под цвет обоев, плиток. Удивилась я тому, взяв руки самотканый коврик, они спокойно могут сказать, что вот эта была футболка, а это детские колготки. И о хозяевах этих вещей расскажут.
- Во время работы и песни поём, и молодость вспоминаем, и за внуками приглядываем. В общем, всё делаем вместе, - говорят они.
В чём же отличается их половики от тех, которые ткали их мамы, бабушки. Наверно, только тем, что раньше они были узкие. Сейчас в ширину гожнинский половик - 75 сантиметров. Для изготовления 185 метров изделия ушло 120 километров нарезанных полосок. За день они половик удлиняют на 3,5-4 метра. Так что сейчас, наверно, уже за двести метров перевалило.
- Планируем продолжить начатое дело, как огородные работы закончатся, так, наверно, вновь за ткацкий станок уядемся. На продажу мы не делаем, только себе, детям, - говорят они - Мы же не думали, что о нас будут писать в газете, снимать на телевидении. Мы просто решили взяться за дело, которое планировали давным-давно.
А сейчас дети и внуки с удовольствием приходят посмотреть на мастериц-бабушек. Они готовят проекты на эту тему, пишут рефераты. И триумфально защищают свои работы, с гордостью рассказывая, что ткацкое дело вновь возродилось и в этом заслуга их бабушки и её подружек.
Самотканые коврики, вышитые скатерти, лоскутные одеяла, теплые вещи создавали в доме уют и дарили радость. Такие вещи и сегодня считаются истинным искусством.
А ещё половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом. Ведь вход в жилище имеет определенный свой смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от "дурной" энергии и сглаза. А ещё половики-дорожки стелились всегда только вдоль половиц, как символ пути, дороги, жизни.