Эксперты регионального отделения Фонда социального страхования России по
Удмуртии рассказали о новых правилах начисления и выдачи пособий и о возможных
рисках при переходе.
20 ноября 2019 года в региональном отделении Фонда социального страхования
России по Удмуртии прошел Круглый стол на тему "Преимущества и риски перехода на
"Прямые выплаты". Мероприятие было организовано совместно с издательством
"Комсомольская правда".
В обсуждении близящейся реформы приняли участие эксперты Министерства
социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерства здравоохранения
региона, представители Прокуратуры субъекта, Аппарата уполномоченного по правам
человека.
Открывая Круглый стол и.о. управляющего региональным отделением Ильдар
Гадршин напомнил, что с 1 января 2019 года в Удмуртии меняется механизм назначения
некоторых видов пособий. С нового года больничные, выплаты по материнству будут
выплачиваться НАПРЯМУЮ Фондом социального страхования, минуя работодателя.
Такая схема выплат действует уже в 59-ти регионах нашей страны, в ближайшее
время планируется внедрить "Прямые выплаты" во всех субъектах России.
Выплаты напрямую от Фонда имеют ряд преимуществ, как для граждан, так и для
работодателей.
Преимущества для граждан:
1
Пособие работник получит не смотря на финансовое положение работодателя
(предбанкрот, банкрот)
2
Пособие будет выплачено без задержек
3
Пособие будет выплачено без обмана, строго в той сумме, в которой полагается
4
Можно выбрать удобный для конкретного гражданина вариант – на карту, по почте
наличными.
5
Выплата пособия НЕ будет связана с датой выплаты зарплаты.
Преимущества для работодателей:
1
Ответственность за правильный расчет пособий ложится на плечи Фонда соцстраха
2
Раньше взаимодействие Фонда соцстраха и работодателя подразумевало зачетную
схему – работодатель из своих средств выплачивал пособия, а потом запрашивал
эти суммы у Фонда. Теперь работодателю не придется изымать денежные средства
из оборота фирмы или предприятия.
Риски
При обсуждении реформы были отмечены и возможные риски. Главный –
несвоевременное предоставление работодателем информационного реестра, согласно
которому Фонд должен будет начислить пособия. Если работодатель направит эти реестры не вовремя или неправильно заполнит – возможен риск увеличения времени
выплаты пособия.
Для того, чтобы избежать ошибок при заполнении, в настоящее время региональным
отделением на регулярной основе проводятся обучающие семинары для работодателей. С
недавнего времени заработал тестовый контур, воспользовавшись которым работодатели
могут "набить руку" при формировании реестров для отправки в Фонд.
Связь с электронным больничным
Говоря о переходе на прямые выплаты нельзя оставить без внимания работу с
электронными листками нетрудоспособности.
Электронные больничные в России начали выдаваться с сентября 2017 года, с тех пор в
Удмуртии сформировано около 145 тыс электронных листков нетрудоспособности, а в
России - почти 17 млн. Кол-во формируемых электронных больничных каждый месяц
возрастает, но еще есть над чем работать.
Получить электронный больничный сегодня можно в любом медучреждении Удмуртии,
но не все граждане отдают предпочтение электронному документу. Главная причина –
работодатель принимает только бумажные листки нетрудоспособности.
Для сотрудников таких организаций и возможен риск возникновения задержек при
выплате пособий с 1 января следующего года.
Дело в том, что тот работодатель, который принимает электронные больничные, уже
имеет сформированный реестр данных своего сотрудника, и если у работника возникнет
страховой случай после вступления в реформу, работодатель "одним нажатием кнопки"
направит готовый реестр в Фонд. А если работа ведется только с бумажными
документами – в нашем случае больничными – формировать электронный реестр
работодателю придется вручную в авральном режиме. А это чревато ошибками при
заполнении и несоблюдением сроков.
Именно поэтому перейти на работу с электронными больничными до 1 января 2020 года
так важно!
Цифровизация – сиди дома, получай услуги
Одной из тем Круглого стола стала "Электронные сервисы ФСС".
Сегодня практически любую госуслугу можно получить не выходя из дома, это касается и
услуг Фонда социального страхования РФ.
Через "Личный кабинет застрахованного ФСС" можно оставлять заявки, например, на
получение технических средств реабилитации для инвалидов, можно отслеживать очередь
на санаторно-курортное лечение для льготной категории граждан, можно даже
самостоятельно рассчитать размер своего больничного или пособия по беременности и
родам.
В "Личном кабинете ФСС" можно оставить обращение в Фонд, запросить любую
информацию и даже получить справку, не вставая с дивана.
Так же всю необходимую информацию можно получить и через свой телефон, благодаря
мобильному приложению "Социальный навигатор". Скачивается бесплатно, удобен и
прост в обращении.
После перехода на прямые выплаты через Личный кабинет застрахованного ФСС можно
будет запрашивать, например, справки о доходах. Документ, заверенный
квалифицированной подписью, будет направляться Фондом туда же, в Личный кабинет и
будет действителен для предъявления в различные ведомства для получения, например,
льгот.
По итогам
По итогам Круглого стола, для того, чтобы избежать рисков несвоевременных выплат
пособий было решено:
- региональному отделению Фонда соцстрахования России по Удмуртии продолжить
информационно-разъяснительную работу по переходу на Прямые выплаты
- рекомендовать гражданам отдавать предпочтение оформлению больничных листков в
электронном виде
- рекомендовать гражданам использовать электронные сервисы ФСС для получения
справок
- рекомендовать работодателям полностью перейти на работу с электронными листками
нетрудоспособности
- рекомендовать работодателям провести тестирование отправки электронных реестров
через тестовый шлюз docs - edu . fss . ru
- рассмотреть вопрос предоставления работодателям "обратной связи" о суммах пособий
работников посредством Личного кабинета страхователя.
- работодателям заранее продумать организацию работы бухгалтерской службы с целью
обеспечения своевременного направления реестров в Фонд.
- территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам
государственной власти УР, органам местного самоуправления, Уполномоченному по
правам человека в УР, Федерации профсоюзов УР рассмотреть возможность
использования в качестве методологической помощи в работе по рассмотрению
обращений граждан мобильное приложение "Социальный навигатор".
- рекомендовать Министерству здравоохранения УР организовать в лечебных
учреждениях республики в инициативном порядке оформлять электронные больничные
- Министерству социальной политики труда УР проработать вопрос доработки
программного обеспечения с целью получения из базы ФСС РФ справок о доходах
посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ-3).