Один из них получил автомобиль от Фонда социального страхования впервые.
Более 19 лет в России в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" осуществляется реабилитация пострадавших в результате несчастного
случая на производстве или профессионального заболевания. Спонсирует данные
мероприятия Фонд социального страхования РФ.
Только в 2018 году расходы Фонда на медицинскую, социальную и профессиональную
реабилитацию пострадавших составили 62,6 млн.руб, в 2019 году направлено практически
75 млн. рублей.
Программа реабилитации пострадавших на производстве - это ежемесячные денежные
выплаты, санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами и техническими
средствами реабилитации (коляски, протезы, ортопедическая обувь), а также выдача
специальных транспортных средств. На обеспечение транспортными средствами
пострадавших на производстве в 2018 г. потратили около 4,5 млн рублей - выдали 10
автомобилей. В 2019 году выдано 11 авто на сумму чуть более 5 млн.
За весь период действия программы в Удмуртии было выдано 262 автомобиля 149-ти
гражданам.
Житель Сарапульского района Виктор Иванович Ехлаков получил травму в 1993 году.
Работая в компании "Южные электрические сети", во время ревизии разъединителя, был
поражен электрическим током. Получил ожоги правой руки и правой ноги. Из-за высокой
степени ожогов пораженные конечности пришлось ампутировать.
Для Виктора Ивановича авто стало первым, полученным от Фонда социального
страхования.
- У меня была индивидуальная программа реабилитации, в которой автомобиль мне не
был прописан, я не стал бегать и проходить еще комиссии и решил сам купить себе
машину. В 2000 году получил водительское удостоверение, купил машину, так и ездил. А
весной этого года увидел сюжет о том, что Фонд социального страхования выдает
автомобили и решил – пройду-ка еще раз комиссию, ведь у меня есть показания и нет
противопоказаний. Прошел несколько комиссий, необходимость наличия авто прописали.
Это моя первая бесплатная машина. Спасибо государству, что поддерживает нас, спасибо
ФСС.
Человек, пострадавший на производстве, должен быть официально трудоустроен, и
компания, в которой он получил травму, должна вносить страховые взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Речь не только о трудовых правоотношениях —
социальному страхованию от производственного травматизма подлежат и физические
лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора,
предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора
авторского заказа, если в соответствии с данными договорами заказчик обязуется
уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
В таком случае (застрахованные) пострадавшие на производстве имеют право на целый
комплекс мер обеспечения — пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты (единовременная и ежемесячные), оплату дополнительных расходов, связанных
с реабилитацией.
Обязательное условие для получения автомобиля — рекомендация учреждения МСЭ
(медико-социальная экспертиза), то есть наличие показаний для получения транспортного
средства и отсутствие противопоказаний для его вождения.
Основными медицинскими показаниями к выдаче специально оборудованных
автомобилей являются травмы опорно-двигательного аппарата.
Автомобиль предоставляется бесплатно. Он оснащён ручным управлением. Кроме того,
ФСС частично возмещает расходы на горюче-смазочные материалы, текущий ремонт.
Капитальный ремонт оплачивают один раз в размере до 30% от стоимости машины.
Каждые семь лет автомобиль меняют на новый, если пострадавшему МСЭ
подтверждает его необходимость.
Какой марки будет машины – решается путем проведения аукциона согласно закону
44ФЗ. Изначально пострадавших обеспечивали автомобилями марки "Ока", потом LADA
2104 и LADA 2107 Сейчас россиянам вручают автомобили LADA GRANTA.
Стоит отметить, что также существует возможность самостоятельного приобретения
автомобиля и другой марки. ФСС компенсирует часть расходов в пределах стоимости
автомобиля, определенного в государственном контракте.
Полученные тяжелые травмы разделяют жизнь человека на "до" и "после". Поэтому
автомобиль становится ощутимой поддержкой, облегчает решение бытовых вопросов и
дает возможность оставаться востребованными в трудовой деятельности.
С получением автомобиля для человека, получившего травму, после которой он не может
вернуться к обычной трудовой деятельности, социально-трудовая адаптация и интеграция
в общество проходит намного легче и быстрее.