Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Малопургинского района Удмуртской Республики

427820, Удмуртская Республика, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул.Кирова, 7
телефон: +7 (34138) 4-11-84
e-mail: majak2@udm.net, majak.reklama@bk.ru

История храма – история села

Михайло-Пургинский приходской храм, построенный в 1902 году, носит имя Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил Бесплодных. Введён в число действующих в день праздника Владимирской иконы Божьей Матери 6 июля 1902 года.

Михайло-Пургинский приходской храм, построенный в 1902 году, носит имя Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил Бесплодных. Введён в число действующих в день праздника Владимирской иконы Божьей Матери 6 июля 1902 года. Строился храм примерно семь лет на скудные средства прихожан с большими перерывами. От редакции: здесь автор допустил неточность. Храм был полностью построен на средства купцов-меценатов Ф.Г. Чернова (по другим данным Ф.П. Гирбасов) и И.Г. Стахеева.

Местом для храма был облюбован небольшой холм на окраине села. При рытье котлована под строительство были найдены останки 13 человек. Это были захоронения марийцев, живших здесь до прихода удмуртов.

Марийская деревня, состоящая из 18-20 дворов, носила название "Порга", от корневого слова "Пор" (мариец). Коренные жители Порги в XXVII веке переселились ближе к берегам речки Сензась (сейчас речка Пургинка), стали пребывать семьи удмуртов, живших в Старом Постоле и Большой Норье.

В 1860 году в деревне Порга уже был двуглавый деревянный храм с одним престолом. Именовался он Архангельским. Приход состоял из восьми удмуртских деревень: Малой Бодьи, Миндерево, Чурашура, Порги, Баграш-Бигры, Курегово, Орлово, Курчум-Норьи. С 1869 года Пурга стала селом и центром Малопургинской волости Сарапульского уезда.

Первые кирпичи под будущий храм были заложены в 1890 году при настоятеле Архангельского храма, отце Михаиле Полякове. Строительство шло крайне медленно. Прихожане жили в большой бедности, урожаи были низкими. Осенью 1892 года храм остался без священника, настоятель перешёл в другую епархию. Сарапульский архиепископ обратился к Вятскому архипастырю с просьбой перевести в Архангельский храм знающего удмуртский язык священника Иоанна Васильева из села Мазунино. Просьба была одобрена и Отец Иоанн Васильев переехал в Пургу, с энтузиазмом взялся за строительство храма в кирпичном исполнении и в это же время вёл церковную службу в старом деревянном храме. Священник быстро снискал себе славу. Читал проповеди на русском и удмуртском языках. Прихожан стало больше. Возобновилось строительство храма, но не было кирпичного производства. Перед началом строительства отец Иоанн обратился к своей пастве с просьбой собрать с каждого двора по несколько десятков куриных яиц. Для того, чтобы стены могли служить несколько сотен лет, требовался кирпич, изготовленный по особой технологии, с применением яичного белка и желтка в качестве связующего. Прихожане охотно откликнулись и со всех близлежащих деревень собирали куриные яйца. Набрали их миллион штук.

Внешний вид храма и его ограда вокруг были выполнены в новом русском стиле архитектуры. Авторами проекта были Василий Михайлович Дружинин и Иван Аполлонович Чарушин. Внешне на стенах было множество орнаментов и переходов, карнизы выложены художественной кладкой во всех линиях. Михайло-Архангельский приходской храм стал украшением села, он выглядел строго и величественно… Красиво смотрелся зимой, когда металлические, ажурные кресты покрывались инеем. В ту же красоту хорошо вписывались кованые цепи, попарно свисающие от каждой главной поперечины креста до основания (подножия) луковок, маковых всех шести глав храма.

Со знанием дела были подобраны все десять малых и два больших колокола. Отличался своей звучностью главный колокол, весивший 36 пудов (590 килограмм). Благовест (звон) его был слышен до шести верст (более 6-ти километров). Трезвон всех вместе взятых колоколов доносился до каждого приходского селения в любое время года.

По решению Вятского епархиального епископа в 1908 году отец Иоанн был переведён в Шаркан, а затем в Большую Норью, где и остался до конца своей жизни.

В 1908 году в церковный приход был назначен молодой священник Александр Дмитриевич Нагорных 1876 года рождения. Родился в Ярославской губернии в селе Гора Пятница Шопшинской волости в семье псаломщика. В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию и в том же году поступил учителем Закона Божия в сельскую школу деревни Акашур (возможно, ныне деревни Аксакшур) Бурановской волости Сарапульского уезда. Был женат на дочери священника - матушке Ольге (по архивным данным было трое детей). В 1901 году назначен на должность священника в село Козлово Сарапульского округа, откуда был переведён в 1909 году (в другом источнике в 1908 году) священником в церковь Михаила Архангела в Малую Пургу. В 1925 году Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященнейшим Петром, митрополитом Крутицким награждён наперсным крестом.

В своем приходе новый священник с первых же дней своей службы снискал высокое уважение. Быстро овладел разговорным языком удмуртов. Число прихожан увеличивалось за счёт естественного прироста населения и новых поселений. С 1915 года в связи со строительством железной дороги "Москва-Екатеринбург" на станцию Агрыз приехало много людей, которые тоже пополнили число прихожан храма.

Октябрьская революция отделила церковь от государства, а школы от церкви. Всё имущество церковных обществ объявлялось народным достоянием. Начались гонения на духовенство, разрушались и закрывались храмы, монастыри, уничтожалось имущество церквей. Не обошла стороной эта политика и Храм Михаила Архангела. По инициативе секретаря районного комитета комсомола М. Добровольского 13 февраля 1930 года было созвано заседание, на котором было решено закрыть храм. В эту же ночь в храме был разрушен иконостас, разбиты иконы. Верующие устроили бунт в связи с закрытием храма. 3 апреля 1930 года священник Александр Нагорных был арестован, 19 мая приговорен к расстрелу.

В 1933 году с храма Михаила-Архангела были сняты колокола и отправлены на переплавку (по воспоминаниям очевидцев их не смогли снять и было принято решение взорвать колокольню). В 1933-1935 годы по решению местных властей была разобрана кирпичная кладка, а в 1939 году 29 марта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР Михайло-Архангельская церковь закрыта и здание передано под клуб.

Перед началом Великой Отечественной войны здание храма передано под склад и кузницу. К этому времени, в марте 1930 года, на межведомственном заседании при областном земельном управлении Нижегородского отдела Всесоюзного центра МТС "Тракторцентр" было принято решение об организации МТС (машинно-тракторные станции, которые обслуживали колхозы. В районе их было три: Норьинская, Гожнинская, Кечевская). В кузнице ковали возовые телеги, лемеха тракторных плугов, различные болты, колёса для телег, подковы для лошадей. В этот период кузница была востребована.

Из воспоминаний жительницы Малой Пурги Юлии Григорьевны Егоровой 1935 года рождения (записаны 2 декабря 2019 года):

- Мама рассказывала, что когда хотели снять колокола с храма, двое мужчин поднялись на колокольню, но не смогли отвязать колокол. Один мужчина то ли поскользнулся, то ли высоты испугался, упал и разбился. После этого случая позже колокольню взорвали, она рухнула, а вместе с нею и колокола. Их погрузили и увезли.

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 6 лет. В 1941 году помню, в подвале храма была кузница, там было очень темно, свет шёл только от огня в печи. В кузнице работали двое мужчин. Дым и копоть поднимались вверх и попадали внутрь храма. Внутри храма лежали различные железяки, изделия с кузницы. Мы, дети, там бегали, играли.

В 1943-1945 годах мать работала в госпитале (примечание: эвакогоспиталь № 5884 находился в Малой Пурге со 2 декабря 1943 года, а 29 октября 1945 года расформирован), который находился в клубе. Продуктами питания снабжали госпиталь из Москвы, персоналу выдавали пайки. Мать приносила свой паёк домой, чтоб накормить нас, детей... Очень тяжелые были военные годы…

Из воспоминаний жительницы Малой Пурги Александры Александровны Кузнецовой 1919 года рождения (100 лет) (воспоминания записаны 1 декабря 2019 года):

- Родилась в Малой Пурге в простой крестьянской семье, которая пережила революцию, гражданскую войну и разрушение малопургинского храма. Помню, когда хотели взрывать колокольню, собралось почти всё население села. В толпе шептались, верующие переживали молча. В 1942 году ушла на фронт, направили в зенитно-артиллерийский полк ПВО в Мурманск. До конца войны была зенитчицей…

В 60-80-х годах XX века в храме был магазин промышленных товаров.

Начиная с 1990 года храм переживает своё второе возрождение. Построенный на окраине села храм теперь оказался в его центре.

Первым настоятелем храма в 1998 году стал отец Антоний, прибывший из Москвы. Перед ним стоял обезглавленный храм, без купола, креста и паперти. Его стараниями были восстановлены паперть. Позднее восстановлен в прежнем виде купол храма. Приобретены необходимые принадлежности богослужения. Сейчас в храме проходят службы, которые проводит отец Арсентий.

Всё меньше становится живых свидетелей, по крупицам собирается и восстанавливается история храма, которая передаётся из уст в уста - это и есть связь поколений, которая будет связывать прошлое с настоящим.

Автор: Дарья Сухова.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 984

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика