На сегодняшний день в государственный реестр юридических лиц,
осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности,
внесено 11 организаций из Удмуртской Республики.
В рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий за 5
месяцев 2020 года в УФССП России по Удмуртской Республике поступило
150 обращений граждан, из них 130 — рассмотрено по существу, 29 —
направлено для рассмотрения в территориальные органы ФССП России и в
иные органы.
По результатам рассмотрения обращений Управлением выявлены
нарушения осуществления отдельных способов взаимодействия с
должниками (третьими лицами), а именно: звонки на работу, введение в
заблуждение и психологическое давление на должника, частота
телефонных переговоров, превышена частота направления голосовых
сообщений, а также несоответствие текста СМС-сообщений требованиям
Федерального Закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ.
Условия осуществления взаимодействия кредитора или лица,
действующего от его имени и (или) в его интересах с должником или третьим
лицом определены Положением главы 2 Федерального закона от 03.07.2016
№ 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о
внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях" (далее — Федеральный
закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ).
В целях пресечения фактов нарушения законодательства Российской
Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в
соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, после выявления
фактов административного правонарушения, должностными лицами ФССП России
возбуждается дело об административном правонарушении и проведении
административного расследования.
Так, в 2020 году возбуждено 39 дел об административном
правонарушении и проведении административного расследования. По
результатам проведения административного расследования должностными
лицами Управления составлено 14 протоколов ст. 14.57 КоАП РФ, из них: 2
по ч.2 ст. 14.57 КоАП РФ и 12 по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ.
В 2020 году Управлением назначено 4 внеплановых (документарных)
проверки, проведено 3 (с учетом 2 проверок перешедших с 2019 года) и 3
проверки завершены, в связи с невозможностью их проведения. По
результатам проверок должностными лицами Управления составлен 1
протокол по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ.
Разъясняем, что федеральный государственный контроль (надзор) за
деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по
возврату просроченной задолженности в качестве основного вида
деятельности, включенных в государственный реестр, осуществляется
уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от
26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля".
Как показывает практика, основной причиной проведения
внеплановых проверок юридических лиц, является поступление в
уполномоченный орган сведений о фактах нарушения юридическим лицом
требований указанного Федерального закона (п. 2 ч. 2 ст. 18 Федерального
закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ). В соответствии с п. 6 Административного регламента по
осуществлению Федерального государственного контроля (надзора) за
деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по
возврату просроченной задолженности в качестве основного вида
деятельности, утвержденного приказом ФССП России от 30.12.2019 № 551,
должностные лица ФССП России и её территориальные органы при
осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе имеют
право: проверять соблюдение юридическими лицами обязательные
требования, а также документы, относящиеся к предмету проверки (п. 6.1);
запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы,
необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований (п.
6.4); выдавать предписания об устранении выявленного(ых) нарушения(ий) с
указанием сроков его (их) устранения (п. 6.5); возбуждать дела об
административных правонарушениях (п. 6.6); принимать решение об
исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра (п.
6.7); выдавать юридическим лицам предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований (п.6.8).
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный
представитель юридического лица при проведении проверки имеют право, в
том числе: непосредственно присутствовать, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п. 8.1); знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с
отдельными действиями должностных лиц ФССП России и её
территориальных органов (п. 8.3); обжаловать действия (бездействие)
должностных лиц ФССП России и её территориальных органов, повлекшие
за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в
административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п. 8.5).
Одновременно с этим, руководитель, иное должностное лицо или
уполномоченный представитель юридического лица при проведении
проверки обязаны, в том числе: представлять документы, содержащие
достоверные сведения о соблюдении обязательных требований.
Всего по факту выявленных нарушений за 5 месяцев 2020 года
возбуждено 18 административных дел по ст. 14.57 КоАП РФ, из них: 12 по ч. 1
ст. 14.57 КоАП РФ, 4 по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ и 2 по ч. 4 ст. 14.57 КоАП РФ.
Кроме того, Управлением возбуждено 2 дела об административных
правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ и 7 дел по ст. 17.7 КоАП РФ.
Общее количество возбужденных административных дел за 5 месяцев
2020 года составило 27