Ещё не так давно на железнодорожном подъезде третий километр в глаза бросался высокий глухой забор изпотемневших досок, за которым в несколько рядов размещались паровозы. Окна и входы в будку машиниста на каждом локомотиве были закрыты деревянными щитами. Появилось это хранилище (кое-кто называл его кладбищем паровозов) в шестидесятые годы, а ликвидировано оно было в самом конце минувшего века.
Конечно же, мы, вездесущие мальчики, не могли оставить без внимания такую технику, и нашли возможность познакомиться с нею. В заборе проделали замаскированный лаз – в доске оставили лишь один гвоздь, что позволило отодвигать её в сторону, внешне сохраняя видимость целостности ограждения. С двух или трёх паровозов в глубине строя локомотивов щиты с окон и входных проёмов в будку машиниста были сняты. Причём непонятно почему. Паровозы-то все были одинаковые. Предполагаю, что делали это разные группы следопытов-изыскателей из мальчишеской среды.
Прежде всего, бросались в глаза отполированные машинистом и его помощником до солнечного сияния рычаги и штурвалы, с помощью которых велось управление пышущей паром машины. Даже слой тавота или дёгтя, которым были они покрытым для защиты от окисления, не мог заглушить этот блеск. Привлекали внимание и манометры, датчики уровня воды, но наибольшие впечатление и моё, и сверстников произвёл механизм открывания и закрывания дверок паровозной топки. Они распахивались, когда в неё кидали топливо, и немедленно закрывались, получив его.Такая система помогла экономить тепло и не жечь зря уголь. А привлекло нас это, по тем временам чудо автоматики, думаю, потому, что оно было единственным действующим узлом на локомотиве.
Охраны объекта-хранилища, замечу, никакой не было. Да и что можно было с него унести. Разве что латунные и бронзовые детали, которых в будке машиниста было много – штурвалы, манометры, фасонные рычаги. Но тогда ещё не было цветметного бума. Потому паровозы вполне благополучно дожили до своей утилизации. Но достаточно большое количество паровозов серии ОВ уцелело, став памятниками эры пара на железных дорогах. Стоят они, как правило, у депо.
Помещались за забором локомотивы серии ОВ. Буква "О" в этой аббревиатуре обозначает "Основной" паровоз. Выпуск их был начат ещё в самом началеXXвека. Основные были двух типов: ОВ, который именовали "Овечка и ОД", называли его "джойка". Вторая буква в аббревиатуре обозначала систему парораспределения. До революции "овечку" выпустили тиражом свыше 9000 экземпляров. Точных расчётов тогда делать ещё не умели, потому строили локомотивы с большим запасом прочности, в том числе и в советское время. Особенномного овечек было у нас в Предуралье, на Урале и в Сибири.
Овечка запечатлена во многих десятках кинофильмов "Миколка-паровоз"и "Красная площадь", "Пархоменко" и "Крепость на колёсах", овечка везёт многих красных командиров кинофильме "Офицеры" и именно на ней возвращается домой Бумбараш в одноимённом телефильме, сидя на передке и распевая "наплевать, наплевать, надоело воевать".Овечки легко несли броню, становясь локомотивами бронепоездов.
Как овечки оказались за забором? После перехода на тепловозную тягу паровозы серии ОВ, составлявшие большую часть локомотивов, частично использовались как маневровые, частично застыли на запасных путях.Против их списания и переплавки решительно выступили, как ни странно, военные. Готовясь к отражению ракетно-ядерного нападения они пришли к выводу, что мощнейшие электромагнитные импульсы, которые возникают после ядерного взрыва, выведут из строя не такую уж тонкую электронику тепловозов. А вот паровозам они никак не повредят. Ведь на многих, особенно дореволюционных локомотивах и электрических фонарей не было. Фара, освещающая путь перед составом, представляла собой ацетиленовую лампу.
Почему за забором были собраны овечки? Причём, такое хранилище, как в нашем районе, разумеется, было далеко не единственным. Выбор паровоза этой модели объяснялся его всеядностью. Локомотивы серии ОВ могли использовать в топке уголь и кокс, дрова и торф, горючий сланец и мазут. Если вспомнить кинофильм "Коммунист", то главный герой в исполнении Евгения Урбанского рубит лес, чтобы продолжить движение состава с хлебом, остановившегося из-за того, что горючее для паровозной топки кончилось.
Овечки долго и плодотворно трудились и на ином поприще. Как котлы отопления, как бани. Значительную роль Овечка сыграла и в истории нашего райцентра. Точнее в появлении асфальта на дорожном полотне его улиц и на тротуарах и дорожного полотна, на спортивных площадках и площадках для приёма зерна. Укладка асфальта-бетона была бы невозможна без завода, его выпускающего. И такой был смонтирован в конце улицы Лесной (ныне там база Г. Алексеева). А вот варил асфальто-бетонную смесь котёл овечки-паровоза серии ОВ. Впрочем, история асфальтобетонного завода требует отдельного рассказа.