100 лет нашей республике, 75 лет Победе в Великой Отечественной войне и ещё много праздников-юбилеев было у нас в этом году, но какая-то инфекция попыталась нам помешать провести их как полагалось. Как и миллионы людей в мире, мы подготовили портреты всех своих родных, но увы – Бессмертный полк не прошёл. Не прошёл? А вот и нет – в городах на окнах, на балконах, кто где мог, разместил фотографии.
А в деревне… И мы нашли способ, как выйти из положения. У наших ворот есть большой камень. Муж покрасил его под Георгиевскую ленту и там я разместила портреты родных. Но опять двадцать пять! В Пугачёво загорелась сухая трава и как залпы салюта загремели взрывы. Снова решили эвакуироваться в родную деревню – Нижние Юри. Не знаю, как у других, но у меня с событий 2011 года сумки наготове. Перед тем как ехать – нарвала букет и пошла к нашему Миндеревскому памятнику, чтобы, несмотря на все эти передряги, возложить цветы нашим героям. А там ни души. Обидно. Иду домой, а внуки кричат (весь карантин были у нас): "Нэнэ! Нэнэ! Посмотри! Над нашим домом "Амфибия" летает и вертолёты с "черпаками"". Те правда подальше от нас. А потом вертолёт в "камуфляже". А герои мои стояли на "пьедестале" по-геройски.
Всё мое предисловие о самом главном нашем празднике после Дня Победы. Это Гырон быдтон – Гербер – Гершыд. Кто-то может возразить? Но разве была бы эта Победа без селян? Разве голодный-холодный солдат это воин? Крестьяне последний кусок свой отдавали для фронта. Наша фронтовичка Парасковья Байсарова рассказывала, что на войне бойцам даже белый хлеб перепадал, а вернувшись домой с Победой, его даже из лебеды не хватало. И вышла она замуж вместо свадебного платья в своей гимнастёрке и долго ещё ходила в ней – другой одежды не было.
Вот фото 1948 года. Нижние Юри – проверка готовности к севу. На снимке брат моего дедушки Алексей Пахомов. В годы коллективизации всё его добро оказалось в колхозе "Кизили". Может, и эта лошадка его. А как визитная карта на Чепчер горе стоял Лёгор лапас, принадлежащий Егору Пахомову, его дяде и отцу (он усыновил Алексея).
В Миндерево я живу с 1977 года. И здесь узнла про обряд "Шайтан келян" или "Урбеч келян". 3 марта при проведении этого праздника нас снимали на телевидение. А когда-то в детстве проведение этого обряда я видела в Юрях в фильме "Соперницы".
В Юрях Гырон быдтон, а где-то Гербер. У нас же в Миндерево раньше его называли Гершыд. Перед Гершыдом у нас открылась дверь, но никто не заходит. Потом "зашла" палка длиной в метра три, увешенная полотенцами и платками, а потом появился хозяин палки с большим цинковым ведром, наполненный яйцами. Хозяин аксессуаров Кайвиагай – Михаил Комаров (он был борцом и скакуном на лошадях, побеждал на районных соревнованиях). Огромные глаза уже были изрядно масляные. Оказалось, что у молодых невесток собирали платки, полотенца, чтобы их как призы потом дарить. А яйца – признак жизни. Ведь не зря наши предки в первую борозду клали яйцо, чтобы зерно было крупным как этот продукт. В этот день как раз пришли к нам родители, а мама моя говорит: "Если ходишь, то знай как". Да как запела песню, что от удивления у Кайвиагай стопка даже чуть не опрокинулась. Не запомнила я эту обрядную песню. Может кто и знает? А Кайви к нам приходил из года в год.
1970 год. Проверка техники. Как солдаты перед боем стоят водители около железных коней. Дальше уже первая борозда пошла, где проверяют глубину вспашки. Спиной на фотографии – сын того же Алексея Пахомова парторг колхоза Виктор Алексеевич. Рядом с ним справа председатель сельсовета Сергей Петрович Шкляев, слева главный заслуженный агроном Николаев, отец нынешнего главы поселения Бориса Семёновича. Среди них жена Семёна Тарасовича Тарасова, который потом возглавлял колхоз "Мир" (Кечёво) агроном Екатерина. Когда я проезжаю поля, сразу вспоминаю песню "Молодой агроном". А с каким размахом её исполнял наш Пургинский хор!
Проверка готовности техники. Все, конечно, узнали Валентина Кузьмича Тубылова, секретаря райкома партии. С сигаретой – двоюродный брат моего отца Аркадий Матвеев – тракторист-орденоносец. Слева председатель колхоза Василий Алексеевич Алексеев.
В колхзе мой отец, Михаил Григорьевич Зорин, работал старшим бригадиром и парторгом. В четыре утра он уходил на работу. Я до сих пор удивляюсь, почему он меня, семилетнюю, погнал в поле лён дёргать. Наверное, чтобы привязать к земле.
Колхоз наш занял второе место по республике по льну и отца наградили серебряной медалью и сторублёвой купюрой. Долго мы её разглядывали и показывали всем соседям. Зависти не было ни у кого, только удивление и радость. В те годы редко кто в колхозе видел такие деньги. 25-рублёвая и та была редкостью. От зари до зари работая сельчане всегда были обижены заработной платой, да и сейчас не больно балуют. Мои подруги всю жизнь проработали в колхозе, но не заслужили даже пенсию в минимальную зарплату.
Но Гырон быдтон – это праздник не только селян, но и рабочих, которые стоят за станком на заводах и делают трактора, машины, всяческие механизмы. Праздник учёных, инженеров, конструкторов и у огородников, шестисотников.
Ведь не зря наши деревенские всё задавались вопросами: "Когда в Юрях Гырон быдтон, а районный когда?". Но в одно время праздник стали делать в будние дни, чтобы не было "посторонних". Слава Богу, что сейчас не так.
Уборка завершена. Амбары полны зерна, хранилища овощами и до весны все будут сыты и снова на круги своя. Скотина-то тоже кушать хочет – и ей хватит.
Традиция, которая началась почти сто лет назад, живёт до сих пор. Также из года в год проходит смотр готовности техники к посевной и к уборке. В День работников сельского хозяйства чествуют самых лучших. А вот технику с той уже не сравнить. Она сейчас как из мира фантастики. Скоро, говорят, только кнопки будут нажимать – сама пахать и сеять будет. А ведь раньше и тогдашняя техника нашим предкам казалась чудом.
Эти фотографии, которые опубликованы в газете, и другие, которые у меня хранятся, для меня очень ценны. Я знала всех этих людей. Для кого в наследство остаются заводы-параходы, а мои родители оставили мне уникальные альбомы – историю района, деревни, историю людей, которые побеждали и на полях сражений, и хлебных полях.