Народный фронт по результатам мониторинга цифровизации школ, проведенного по президентскому поручению о контроле за реализацией нацпроектов, обратился с письмом к премьер-министру России Михаилу Мишустину. В обращении, подписанном сопредседателем Центрального штаба ОНФ, руководителем образовательного центра "Сириус" Еленой Шмелевой, с учетом выявленных проблем составлены рекомендации ОНФ по достижению целей нацпроектов "Образование" и "Цифровая экономика" по подключению всех российских школ к высокоскоростному интернету.
ОНФ рекомендует провести аудит наличия в школах современного оборудования для высокоскоростного интернета и определить их потребность в обновлении такого оборудования, предусмотреть мероприятия в нацпроекте "Образование" по обновлению или созданию в школах данной инфраструктуры, провести мониторинг стоимости услуг интернет-провайдеров и установить причины завышения цен для школ, а также рассмотреть вопрос о необходимости субсидирования расходов школ на оплату услуг интернет-провайдера.
"Интернет в школе – важное условие для создания цифровой образовательной среды, крайне необходимой в условиях пандемии. Президент поручил Правительству до конца 2021 года обеспечить подключение всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету, и Общероссийский народный фронт держит этот вопрос на постоянном контроле", – подчеркнула Шмелева.
При этом в нацпроекте "Образование" указана цель подключения 70% школ к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с в городах и не менее 50 Мбит/с в сельской местности, а оснащение всех школ высокоскоростным интернетом должно завершиться к 2024 г.
В сентябре 2020 г. Народный фронт провел опрос "Мониторинг качества и стоимости услуг, предоставляемых интернет-провайдерами в общеобразовательных организациях", в котором приняли участие руководители 2 689 школ из 73 российских регионов. По его итогам оказалось, что интернетом с заданной скоростью сейчас оснащены 42% городских и 34% сельских школ. 23% опрошенных сообщили о проблемах с оборудованием для интернет-доступа (одна точка доступа на всю школу, морально устаревшее оборудование).
Шмелева уточнила результаты мониторинга: "1,2 процента школ так и не имеют доступа к интернету, большинство из них – сельские. 18 процентов принявших участие в опросе школ имеют фактическую скорость сети ниже 2 Мбит/с, что не соответствует заложенным в национальном проекте показателям и не позволяет воспроизводить видеоматериалы. Для поддержания необходимой скорости интернета необходимо качественное оборудование и специалисты, способные его обслуживать. Отсутствие слаботочной сети, морально устаревшие компьютеры, одна точка доступа на всю школу, отсутствие технической поддержки не дают возможности использовать качественные цифровые материалы в образовательном процессе или дистанционно обучать детей. Кроме того, директора испытывают проблемы с оплатой услуг интернет-провайдеров. Так, 22 процента школ-респондентов платят за интернет вдвое больше средней цены по России, а 6 процентов – больше чем в три раза".
По итогам мониторинга ОНФ в обращении премьер-министру РФ приведены следующие выводы: менее половины школ подключены к интернету с соответствующей целевому показателю скоростью; почти четверть школ сталкивается с проблемами оборудования, что не дает возможности полноценно использовать интернет в образовательном процессе; отсутствует современное оборудование для интернет-доступа; более половины школ покупают такое оборудование либо за счет собственных средств, либо за счет иных (внебюджетных) источников финансирования; в нацпроекте "Образование" отсутствуют мероприятия по оснащению школ необходимой интернет-инфраструктурой; нет прямой зависимости между стоимостью услуг провайдера и скоростью доступа к интернету.
"Очевидно, одного факта наличия интернет-подключения недостаточно для доступа региональных педагогов к единому образовательному пространству, лучшим образовательным материалам и современным сервисам по работе с детьми, управлению школой. ОНФ предоставил собранную информацию Правительству Российской Федерации, предложив дополнить национальный проект "Образование" мероприятиями по обеспечению стабильной работы высокоскоростного интернета в школах, а также провести на площадке ОНФ совместное экспертное заседание по уточнению качественных показателей эффективности реализации национальных проектов "Образование" и "Цифровая экономика". Региональные эксперты ОНФ будут оценивать изменения в каждом регионе по этим показателям в течение 2021 года в рамках ежеквартального мониторинга ОНФ", – сообщила Шмелева.
"Все проблемы, которые были выявлены в рамках проведенного ОНФ опроса среди руководителей образовательных учреждений, требуют более детального изучения, а при необходимости комплексных межведомственных решений и корректировки мероприятий национальных проектов "Цифровая экономика Российской Федерации" и "Образование". Общероссийский народный фронт уже направил письмо в Правительство России с приглашением к диалогу по устранению выявленных замечаний и возможной корректировке национальных проектов. По итогам этого взаимодействия мы ожидаем возможный пересмотр сроков или принятие дополнительных мер, которые позволят российским школам свободно использовать интернет в образовательном процессе. Подчеркну, что целью такой работы является не поиск и наказание виновных, а оперативное определение значимых точек роста и активное продолжение реализации задач, от которых зависит в том числе цифровое будущее нашей страны", – подчеркнул сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров.
Напомним, в преддверии нового учебного года региональное отделение ОНФ в Удмуртии совместно с региональной Ассоциацией образовательных организаций провели межрегиональное экспертное совещание по теме моделирования цифровой образовательной среды в современной школе. В нем участвовали представители Министерства образования и науки, разного уровня организаций отрасли образования, педагоги не только Удмуртии, но и Пермского и Краснодарского края, Татарстана.
В формате мозгового штурма участники обсудили актуальные вопросы с обозначением болевых точек, связанных с цифровизацией образовательной среды. Вынужденный переход на дистанционное обучение в масштабах страны из-за пандемии коронавируса открыл не только новые возможности системы образования, но и обнажил острые проблемы. Как отметили педагоги, многие онлайн-платформы, которыми учителя и ученики пользовались в период дистанционного обучения, работали с перебоями, особенно в первые месяцы.
"В ходе дискуссии мы коллегиально разработали резолюцию, в которую включили рекомендации для Правительства Удмуртской Республики и регионального Министерства образования и науки. В первую очередь мы рекомендовали создать дорожную карту поэтапного перехода на цифру. Для полноценной организации дистанционного обучения необходимо создать (закупить) единый ресурс с готовыми, наполненными уроками, включающими теоретические основы, тренировочные задания, контроль и обратную связь, а также с возможностью самостоятельно создавать собственные уроки. Крайне важно в кратчайшие сроки произвести подключение к высокоскоростному Интернету удаленных от городов школ, а также модернизировать цифровую инфраструктуру внутри школ. Министерству образования и науки республики рекомендовано организовать методическое сопровождение дистанционного обучения в школах, а также систематический контроль над качеством услуг, программ дистантанта. Институту развития образования УР необходимо внести новые блоки для обучения педагогов. Все вышеперечисленные предложения продиктованы временем и требуют безотлагательных действий. Только тогда можно говорить о полноценном и качественном образовании и высоких результатах как школьников, так и учителей", - подчеркнула сопредседатель регионального штаба ОНФ, учредитель Ассоциации образовательных организаций Удмуртии, директор школы № 19 г. Ижевска Татьяна Викторовна Никольская.
Кроме того, по итогам совещания участники вышли с предложением к региональному правительству по обеспечению на федеральном уровне нуждающихся семей оборудованием и программным обеспечением для дистанционного обучения.
Эксперты тематической площадки ОНФ "Образование" в Удмуртии планируют 11 ноября продолжить обсуждение темы цифровизации школы в рамках межрегионального круглого стола в онлайн и офлайн формате.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ - контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан.