Об этом рассказываем в День российской науки, который
отмечается 8 февраля.
По результатам последней Всероссийской переписи населения, в
России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук.
Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди
кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук —
41 тысяча, 33%.
Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии
РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая Владимир Зорин полагает, что дисбаланс
объясняется во многом объективными причинами.
"Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не
обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать
семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это
одна из причин гендерного дисбаланса, а вторая состоит в том, что в
технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над
диссертациями. Образно говоря, для того чтобы вырастить доктора наук-
гуманитария — а именно в этих отраслях больше женщин — нужно времени
больше, чем "технаря", — рассуждает ученый.
Объективно оценить динамику развития научного сообщества за
последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская
перепись населения.
Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел
"Образование" во время переписи 2010 года. По словам Владимира Зорина,
за каждый вопрос в переписном листе идет реальная конкуренция, потому что
сбор и обработка информации стоит денег. "Средства, затраченные на учет
ученых людей в нашей стране, — самые эффективно потраченные", —
подчеркивает эксперт.
Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по
себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить
уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации
для тех или иных проектов.
Как подчеркивает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий
Штыхно, в первой версии этого параметра переписи в 2010 году
территориальное деление было реализовано до субъектов РФ и автономных
округов.
"На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов
региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или
исследовательских центров, что наиболее актуально для территорий
Дальнего Востока, — отмечает Дмитрий Штыхно. — Во взаимосвязи с другими
показателями, в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов"
дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей
квалификации и их последующее использование".
По словам эксперта, дополнительные гендерные и возрастные
сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и
сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и
девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы "старения"
науки.
"С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не
рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для
трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с
администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных
организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий
повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей
деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно
недавно. Следует использовать возможности, которые представляет Год
науки и технологий для обозначения проблем и поиска путей их решения,
причем только общими усилиями", — резюмирует Штыхно.
Справка:
День российской науки отмечается с 1999 года. Восьмое февраля
выбрано в качестве памятной даты неслучайно: в этот день (28 января по
старому стилю) 1724 года вышел указ правительствующего сената об
учреждении Российской академии наук и Академического университета.