Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Малопургинского района Удмуртской Республики

427820, Удмуртская Республика, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул.Кирова, 7
телефон: +7 (34138) 4-11-84
e-mail: majak2@udm.net, majak.reklama@bk.ru

Гендерный разрыв в науке: что покажет перепись?

Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. В чем причина "научного неравенства", сохранится ли оно в ближайшее десятилетие и сколько всего в России ученых?

Об этом рассказываем в День российской науки, который

отмечается 8 февраля.

По результатам последней Всероссийской переписи населения, в

России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук.

Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди

кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук —

41 тысяча, 33%.

Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии

РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая Владимир Зорин полагает, что дисбаланс

объясняется во многом объективными причинами.

"Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не

обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать

семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это

одна из причин гендерного дисбаланса, а вторая состоит в том, что в

технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над

диссертациями. Образно говоря, для того чтобы вырастить доктора наук-

гуманитария — а именно в этих отраслях больше женщин — нужно времени

больше, чем "технаря", — рассуждает ученый.

Объективно оценить динамику развития научного сообщества за

последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская

перепись населения.

Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел

"Образование" во время переписи 2010 года. По словам Владимира Зорина,

за каждый вопрос в переписном листе идет реальная конкуренция, потому что

сбор и обработка информации стоит денег. "Средства, затраченные на учет

ученых людей в нашей стране, — самые эффективно потраченные", —

подчеркивает эксперт.

Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по

себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить

уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации

для тех или иных проектов.

Как подчеркивает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий

Штыхно, в первой версии этого параметра переписи в 2010 году

территориальное деление было реализовано до субъектов РФ и автономных

округов.

"На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов

региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или

исследовательских центров, что наиболее актуально для территорий

Дальнего Востока, — отмечает Дмитрий Штыхно. — Во взаимосвязи с другими

показателями, в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов"

дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей

квалификации и их последующее использование".

По словам эксперта, дополнительные гендерные и возрастные

сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и

сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и

девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы "старения"

науки.

"С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не

рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для

трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с

администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных

организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий

повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей

деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно

недавно. Следует использовать возможности, которые представляет Год

науки и технологий для обозначения проблем и поиска путей их решения,

причем только общими усилиями", — резюмирует Штыхно.

Справка:

День российской науки отмечается с 1999 года. Восьмое февраля

выбрано в качестве памятной даты неслучайно: в этот день (28 января по

старому стилю) 1724 года вышел указ правительствующего сената об

учреждении Российской академии наук и Академического университета.

Автор: Медиаофис Всероссийской переписи населения

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 264

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика