Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Малопургинского района Удмуртской Республики

427820, Удмуртская Республика, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул.Кирова, 7
телефон: +7 (34138) 4-11-84
e-mail: majak2@udm.net, majak.reklama@bk.ru

Отметили 76-ю годовщину окончания строительства железной дороги Ижевск-Балезино

17 февраля, в селе Кекоран Якшур-Бодьинского района у памятника строителям легендарной железной дороги Ижевск-Балезино состоялся торжественный митинг, посвящённый этому великому трудовому подвигу жителей Удмуртии.

В мероприятии приняли участие председатель постоянной комиссии по труду, социальной политике и делам ветеранов Алексей Чернов, заместитель Главы Якшур-Бодьинского района по социальным вопросам Ольга Протопопова, представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, помощник заместителя начальника Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Александр Лапшин, родственники участников строительства, краеведы, педагоги и ученики Кекоранской средней школы.

Алексей Чернов подчеркнул, что строительство железной дороги, кратчайшим путём соединившей Пермскую и Казанскую магистрали, чтобы улучшить снабжение фронта боевой техникой и продовольствием, стало истинным трудовым подвигом жителей Удмуртии, историю о котором нужно передавать из поколения в поколение, чтобы потомки никогда не забывали, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа. Учитывая значимость этого события для истории республики, Государственный Совет в декабре 2020 года на законодательном уровне закрепил день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги сообщением Ижевск-Балезино, 9 февраля, в качестве официальной памятной даты Удмуртии.

"Настоящий трудовой подвиг – в военных условиях вынести своими руками тысячи тон грунта, чтобы проложить эту важнейшую для фронта дорогу и соединить две ветки – северную и южную. Жизнь и труд детей, женщин и стариков на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино имели судьбоносное значение, и Родина никогда не забудет их вклад в приближение Великой Победы", - сказал Алексей Чернов.

Руководитель постоянной комиссии подчеркнул, что Кекоранский участок был самым сложным при строительстве, поэтому именно в селе Кекоран и был воздвигнут обелиск, посвящённый строителям железной дороги Ижевск-Балезино. Тогда многие жители Удмуртии впервые подробно познакомились с историей строительства этой дороги, а пассажиры проезжающих мимо поездов при виде монумента вспоминают о своих родителях, бабушках и дедушках, которые подростками работали на этой тяжелейшей стройке ради Победы. Алексей Чернов адресовал искренние слова благодарности тем, кто сегодня помогает сохранить историческую память, занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения, воспитывает в детях гордость и любовь к своей Родине.

От имени спикера республиканского парламента Владимира Невоструева руководитель постоянной комиссии вручил Благодарность Председателя Государственного Совета за активную общественную деятельность и вклад в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов подполковнику медицинской службы в отставке, краеведу, общественному деятелю Петру Фертикову, который является одним из инициаторов открытия памятника "Станция Узгинка – дорога на фронт" в Кекоране и автором книги о строителях железной дороги "Ижевск-Балезино".

Также Благодарственными письмами Председателя Госсовета за активную гражданскую позицию и вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения отмечены заведующая Якшур-Бодьинским районным краеведческим музеем им. М.К. Шкляевой Любовь Пасынкова и учитель истории Кекоранской средней общеобразовательной школы Елена Вахрушева.

Заместитель Главы Администрации Якшур-Бодьинского района по социальным вопросам Ольга Протопопова отметила огромный вклад педагогического сообщества и краеведов района в воспитание молодёжи и сохранение связи поколений.

"Я очень благодарна нашим педагогам и краеведам района, что на протяжении многих лет они сохраняют эту историю, рассказывают всем, как самоотверженно здесь работали люди в годы Великой Отечественной войны. Эта железная дорога очень важна для жителей нашего района, мы бережём историю, потому что многие наши земляки принимали участие в этой грандиозной народной стройке. Прабабушка моих детей тоже строила эту железную дорогу. Не знаю, смогли бы нынешние подростки совершить такой трудовой подвиг, который совершили их сверстники в военные годы, но мы должны сделать всё, чтобы сохранить и передать своим детям, внукам и правнукам историю о том, как самоотверженно трудились люди, как ковали Победу, как это было неимоверно трудно, но они всё же выстояли и победили", - подчеркнула она.

Ольга Протопопова поделилась, что районный краеведческий музей выиграл грант на создание коллекции аудиозаписей с воспоминаниями участников строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Всего их в районе осталось 28 человек.

Помощник заместителя начальника Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Александр Лапшин отметил, что участок железной дороги сообщением Ижевск-Балезино стал не только стратегически важным объектом транспортного сообщения военного времени, он и сегодня является ключевым связующим звеном железнодорожного сообщения страны. В истории железных дорог не было другого такого примера массового народного строительства, подчеркнул он.

"Этот участок соединил два стратегических хода тогда ещё Казанской железной дороги и Пермской железной дороги. Сегодня это Горьковская железная дорога. Эта дорога в том время сыграла одну из решающих ролей для организации бесперебойного производства военно-промышленного комплекса страны, она имеет огромное историческое значение. И спустя столько лет эта железная дорога очень значима для доставки грузов на северные порты нашей Родины, для экономической деятельности не только Удмуртии, но и всей России", - рассказал Александр Лапшин, добавив, что история строительства дороги Ижевск-Балезино никогда не будет забыта.

В каждом районе, жители которого принимали участие в этом грандиозном строительстве, чтят память земляков, скорбят по безвременно ушедшим в эти тяжелые годы, гордятся героическим подвигом предшественников. В 1997 году в селе Кекоран на самом тяжелом участке строительства был открыт памятник строителям железной дороги Ижевск-Балезино, а в 2016 году здесь же по инициативе жителей, при поддержке администрации района и ижевских железнодорожников был возведён мемориал "Журавушки" в память о тех, кто отправлялся на фронт со станции Узгинка. Таким образом, получившийся комплекс символизирует единство бойцов-фронтовиков и тружеников тыла. В годы войны по этой железной дороге со станции отправились на фронт более 7 тысяч человек. Каждый третий домой не вернулся.

В честь великого подвига жителей Удмуртии, многие из которых отдали жизнь и здоровье ради Победы, во время митинга прозвучал паровозный гудок проходящего по железной дороге локомотива. Участники мероприятия торжественно возложили цветы к мемориалу строителям железной дороги Ижевск-Балезино. Память безвременно ушедших тружеников тыла почтили минутой молчания.

После завершения митинга его участники побывали в Кекоранской средней общеобразовательной школе. Здесь силами педагогов и ребят при активном участии ветеранов открыта музейная комната, посвящённая трудовому подвигу земляков. Руководитель школьного музея, учитель истории и обществознания Елена Вахрушева рассказала, что ученики очень интересуются историей родного края, общаются с ветеранами, стараются пополнять музейную коллекцию, а сам музей стал не только средоточием памяти, но и своеобразным центром патриотического воспитания.

"Важно заинтересовать молодое поколение историей, которая рядом с ними – историей их прабабушек, прадедушек, родителей, которые создавали всё то, что их окружает, - рассказала Елена Вахрушева. – Не зная историю родного края, ребёнок не будет понимать и интересоваться историей страны. Мы очень большое внимание уделяем проектно-исследовательской работе, сбору краеведческого материала. Все меньше и меньше остаётся представителей того поколения, которое одержало Великую Победу. Мы стараемся, чтобы наши дети встречались с ветеранами, нам удалось собрать воспоминания строителей, которые сегодня хранятся в нашем музее. В нем также собраны инструменты, бытовые предметы, одежда, найденные на месте строительства, костыли, которыми крепили шпалы, колокольчики лошадей. Это наша живая история, которая никогда не будет забыта".

Историческая справка:

Строительство железной дороги Ижевск-Балезино началось в Удмуртии 79 лет назад, в январские дни военного 1942 года. Для выполнения основного объема земляных работ были мобилизованы колхозники Удмуртской АССР. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району республики было определено задание: место работ на трассе, объем работ и количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ на строительстве ежедневно трудились 24 тысячи пеших и 7,5 тысяч конных колхозников.

Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки, с участием женщин, стариков и подростков. Условия труда были очень тяжелые – и зимой, и летом.

"… Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…" – говорилось в рапорте строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину.

Уже через год, в марте 1943 года по дороге было открыто рабочее движение. Ещё через год – 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой "хорошо".

Досрочный пуск в эксплуатацию сделал железнодорожную линию Ижевск-Балезино одной из тех дорог, которые привели нашу страну к долгожданной Победе. Только в 1943-1944 годов по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.

76 лет назад, 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.

Законом "О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики", принятым депутатами Государственного Совета 24 ноября 2020 года, 9 февраля – День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино утверждён в качестве официальной памятной даты Удмуртии.

Автор: Пресс-служба Государственного Совета Удмуртской Республики

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 396

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика