Руководителя, который, возглавляя трудовой коллектив, "одел в асфальт" все основные дороги района.
Всё познаётся в сравнении. В конце семидесятых годов прошлого столетия, я первый раз побывал в Малой Пурге. Чистота и уют - поразили. После Балезино, где прожил десять лет, я впервые увидел асфальт и асфальтовые тротуары. Удивился, ведь в моём посёлке дороги были грунтовые, а тротуары были сделаны из досок. Резиновые же сапоги, весной и осенью - привычная, точнее - необходимая обувь.
29 апреля 1951 года в небольшом старинном городке Ряжск Рязанской области в многодетной семье Самодуровых родился мальчик. Его назвали Сашей. В семье он был седьмым ребёнком. В городке был единственный техникум - дорожный, который закончил и Александр. После учёбы, по распределению, приехал в Малую Пургу. И с 1970 года по 2012 год работал в районном дорожном участке. Начал с простого мастера, потом прорабом, главным инженером, а с 1986 года - начальником участка.
- Доброе утро! - здоровался я каждый день с Александром Григорьевичем в половине шестого утра. - Опять на работу спешите?
- Надо, братишка, надо, - улыбаясь и крепко пожимая руку, отвечал он.
И если утром его можно было всегда встретить, то вечером, после работы - никогда. Как-то спросил его: в котором часу он с работы возвращается? На что он ответил:
- По - разному бывает. Если зимой, то иногда и в шесть вечера, а летом не помню когда засветло домой приходил. Асфальт ложить зимой ещё не научились. Поэтому в сезон, каждый погожий день используем на полную катушку.
- А отдыхаете когда?
- В дождливые дни, - коротко ответил начальник.
Работа в дорожном участке в конце прошлого века была престижной, зарплата высокой. Хотя трудиться приходилось с раннего утра и до поздней ночи, и даже в выходные дни. Поэтому желающих устроиться "в дорожку", было хоть отбавляй. Но не каждому доверяли это ответственное дело. В отдельные годы численность работников на предприятии доходила до 250 человек. И объёмы работ сплочённый коллектив делал огромные. По освоению средств на дорожное строительство Малопургинский дорожный участок считался одним из лучших в республике. А по количеству дорог с асфальтовым покрытием район был в тройке лидеров.
Но не всегда дорожный участок "крепко стоял на ногах".
- В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов, дороги делали с щебёночным покрытием, - вспоминает ветеран, - мы не могли работать с асфальтом. Дороги делали с щебёночным покрытием. Поэтому пришлось всем мастерам и мне осваивать новые технологии. Чуть не каждый год ездили на повышение квалификации. Выучились. Первый асфальт мы положили от федеральной дороги до Бобья - Учи, вторую дорогу тоже от "федералки" до Сосновки. А потом поставили свой асфальтовый завод, сделали тупик - дело пошло. Соседние районы не успевали осваивать средства, мы и им помогали.
Однако не одним ремонтом и строительством занимался участок. Вспоминает бывший дорожный рабочий Сергей Анатольевич Соснов:
- Каждую осень всех работников предприятия отправляли на посадку деревьев. Садили лесополосы вдоль дорог. В то время это вызывало негодование. Не понимали значимость работ. А сейчас едешь по дороге, которую сам делал, смотришь на подросшие деревья и гордо становится на душе - не зря садил, не зря трудился.
Но не только отличной работой славился коллектив дорожников. Александр Григорьевич - заядлый рыбак, известный далеко за пределами района. Своим увлечением он "заразил" почти всех "дорожников". Ежегодно предприятие, а после и республиканское объединение, проводило соревнования по зимней рыбалке. Дружно работали - весело и с пользой отдыхали.
- Таких руководителей я не встречал, - вспоминает пенсионер дорожного участка Пётр Васильевич Симанов. - Приходишь на работу - Александр Григорьевич уже в гараже. Заканчиваешь за полночь, он ещё на территории. Всё лично проверит, убедится, что всё в порядке. А сколько он добрых дел сделал, сколько жилья для рабочих построил!
Не каждый человек, проработавший всю жизнь в районе, может рассказать о сделанном, большом. Александр Григорьевич - скромный человек. Просто дороги, построенные под его руководством, всегда будут служить людям.