Парламентские выборы в России завершились. Явка на них составила 51,68%, а фаворитом гонки стала "Единая Россия". Между тем, по словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, несмотря на конституционное большинство, партия ухудшила результат 2016 года. Но интересными оказались даже не сами цифры, а то, какие процессы за ними стоят.
Пятая партия
Напомним, для того, чтобы получить свое представительство в федеральном парламенте, политическая партия должна пройти пятипроцентный барьер. Система простая: набираешь больше пяти процентов голосов — получаешь право заседать в Госдуме. Однако последние политические сезоны показали: это не самая простая задача. В результате Госдума РФ несколько созывов оставалась четырёхпартийной. На фоне сложившейся системы появление в обновленном парламенте пятой партии (это место заняли "Новые люди") назвали чуть ли не сенсацией. А некоторые эксперты сразу же объявили политическое объединение "спойлером", утверждая, что партия, которой нет и двух лет, не может стать такой популярной у россиян.
Однако достаточно вспомнить: "Новые люди" получали высокие результаты и до последних выборов. Так, в Томске (13 сентября 2020 года) представителей "НЛ" поддержали более 15% избирателей. Тогда же партийцы вошли в состав заксобраний Калужской, Костромской, Новосибирской и Рязанской областей.
В сентябре нынешнего года пятипроцентный барьер "Новые люди" преодолели и на выборах в региональные парламенты. Партию захотели видеть в органах законодательной власти в Удмуртии, Карелии, Чувашии, на Камчатке, в Красноярском крае и еще в 15 регионах. А в Томской области представители "НЛ" набрали рекордные 10,2 процента голосов.
Успех федеральной парламентской кампании "Новых людей" подтвердил сразу два предположения. Первое: запрос на обновление политической системы и свежие лица во власти назрел уже давно. И второе: новые силы могут войти во власть вполне легально, сделав ставку на актуальную повестку и хорошую репутацию своих представителей.
Отражение нового гражданского запроса проявилось также в местных кампаниях. Так, в нескольких регионах проявили себя партии, набравшие на федеральных выборах менее пяти процентов голосов. Например, в Законодательное собрание Еврейской автономной области прошла "Партия прямой демократии". Таким образом, в России увеличилось количество партий в органах законодательной власти (теперь их 15).
Личный выбор
Еще одна тенденция, которую подсветили прошедшие выборы: возросший интерес населения к политике. Россияне не просто отдавали голоса за знакомые лица и названия партий, но готовы были пристально наблюдать за кандидатами и до голосования. Более осознанное отношение к выборам отразилось и на результатах местных кампаний. С 17 по 19 сентября жители девяти регионов могли проголосовать за кандидатов в губернаторы. Подсчет показал: однозначный выбор граждане сделали уже в первом туре.
Ярким маркером нового отношения граждан к политике стали итоги голосования в Хабаровском крае. Там губернаторское кресло при поддержке большинства жителей занял Михаил Дегтярев. 39-летний депутат Госдумы от ЛДПР был назначен на пост врио главы региона после ареста бывшего губернатора. Край, уже настроенный против федерального центра, принял нового главу враждебно. Однако позже хабаровчане изменили свое отношение к Дегтяреву, отметив, что молодой политик — не "ставленник Москвы" и вполне успешно может представлять их интересы, что в итоге и сказалось на результатах сентябрьского голосования.
Еще одна показательная деталь. Предполагалось, что вслед за главой региона, ЛДПРовцем, партия должна была получить большинство голосов. Но этого не произошло — избиратели не обратили внимание на политическую принадлежность врио губернатора и охотнее поддерживали КПРФ. В целом же партия ЛДПР заметно сдала позиции, уступив часть голосов оппонентам.
Политика в режиме реального времени
В нынешнем году за выборами на участках следили 500 тысяч наблюдателей, это почти в два раза больше, чем во время парламентских выборов 2016 года. В Удмуртии за прозрачностью голосования следили 3678 наблюдателей. Велась трансляция с камер, а также круглосуточная запись на видеорегистраторы и ноутбуки.
И на этом различия не заканчиваются. На фоне цифровизации процесса предыдущие выборы выглядят чуть ли не консервативным пережитком: один выборный день — воскресенье, сложная система открепительных удостоверений, слабая представленность в социальных сетях.
За пять следующих лет систему удалось изменить почти до неузнаваемости и "синхронизировать" c изменившимися потребностями избирателей. Трехдневное голосование сделало выборы доступнее для тех, кому неудобно приходить на участки в выходные дни.
Изменился процесс наблюдения за голосованием. В каждом регионе открылись специальные общественные штабы. Картинку в высоком разрешении сюда передавали больше 100 тысяч камер видеонаблюдения. Попасть в штабы мог любой желающий.
Свою роль сыграли социальные сети. Пользователи активно размещали сообщения на своих страницах и в тематических аккаунтах, вели трансляции с участков, выкладывали фотографии и видео. Все это сделало наблюдение за процессом голосования не просто открытым, а по-настоящему массовым.
Что мы получили в итоге? Изменения выборного процесса стали отражением новых запросов граждан. В первую очередь, запроса на упрощение, ускорение процедуры голосования. Высокая явка стала иллюстрацией интереса граждан к внутренней политике. А результаты выборов отразили потребность избирателей в обновлении политической системы.