В рамках очередного заседания Правительства Удмуртии под руководством главы кабмина Ярослава Семенова, исполняющая обязанности министра финансов Вера Сухих представила проект бюджета республики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
"Основная задача сформированного проекта нового трехлетнего бюджета остается неизменной - обеспечить реализацию национальных целей и стратегических задач развития, сформулированных Президентом страны, и безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами", - сказала Вера Сухих.
Она отметила, что после кризисного 2020 года начался постепенный восстановительный рост экономики, регион оправляется от негативных последствий, связанных с локдауном, пандемией коронавируса и падением цен на нефть, которое произошло в начале 2020 года. Однако угроза пандемии по-прежнему велика. В этом отношении в планируемом трехлетнем периоде в 2022 году важно обеспечить возвращение к доковидному бюджетному процессу.
В проекте бюджета основные параметры на 2022 год следующие:
Доходы – 84,56 млрд, с ростом на 28% к первому чтению проекта бюджета на 2021 год, расходы – 85,37 млрд рублей, с ростом на 29% к первому чтению проекта бюджета на 2021 год. Дефицит 814 млн.рублей.
В основе проекта доходной части бюджета лежат базовый вариант прогноза социально-экономического развития республики на ближайшую трехлетку, прогнозные показатели УФНС по региону и других главных администраторов доходов бюджета, текущее исполнение по доходам.
Налоговые и неналоговые доходы запланированы в сумме 66,4 млрд рублей, что составляет 129% к первому чтению бюджета на 2021 год. Основные источники - это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Суммарная доля этих налогов в объеме собственных доходов бюджета составляет 69%. Безвозмездные поступления – 18,1 млрд рублей. На сегодняшний день объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета между регионами полностью не распределен. В проекте республиканского бюджета данная дотация учтена в размере 2,4 млрд рублей.
Основная часть бюджетных расходов – это заработная плата. В проекте бюджета расходы на нее составляют 26,7 млрд рублей. Доля - 39% от расходов бюджета без учета целевых федеральных средств.
При планировании расходов на оплату труда учтены несколько показателей. В том числе, рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности педагогов, врачей, среднего и младшего медперсонала, соцработников, работников культуры до 35 112 руб в месяц. Также учтено повышение уровня зарплаты по иным категориям работников и служащих с 1 октября 2022 года на 4%, повышение МРОТ с 1 января 2022 года.
Бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки – 14,1 млрд рублей с учетом федеральных средств.
Расходы на ОМС неработающего населения - 7,65 млрд руб.
Дорожный фонд (за счет средств бюджета Удмуртской Республики) – 6,85 млрд рублей.
Господдержка АПК – 2,36 млрд рублей с учетом федеральных средств.
Капитальные расходы – 4,82 млрд рублей с учетом федеральных средств.
Новое направление расходов - реализация инфраструктурных проектов. 21 октября Удмуртии одобрена заявка в размере 814 млн рублей на строительство нового терминала аэропорта Ижевск с возможностью организации международного пункта пропуска. Источником данных расходов является бюджетный кредит из федерального бюджета сроком на 15 лет по ставке 3% годовых.
Предусмотрено финансирование 29-ти государственных программ. Доля программных расходов составляет 93,5%. Доля госпрограмм социальной направленности составляет 67%.
Удельный вес инвестиционных расходов на поддержку реального сектора экономики в представленном проекте бюджета составляет 17% от общего объёма расходов бюджета.
Общий объем межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам через все госпрограммы по проекту бюджета на 2022 год запланирован в сумме 27,7 млрд рублей, это 33% от всей суммы запланированных расходов.
Прогнозный объем госдолга на 1 января 2023 года составит 65 млрд рублей. Отношение к прогнозу налоговых и неналоговых доходов 2022 года составляет 98%.
"Представленный проект бюджета на 2022 год и плановый период исходит из текущих финансовых возможностей. Ко второму чтению законопроекта его параметры изменятся на суммы федеральных дотаций и целевых средств", - заключила Вера Сухих.
Ярослав Семенов добавил, что, несмотря на формирование бюджета в условиях пандемии и серьезных ограничений, главная задача – обеспечить в республике финансовую стабильность и реализацию социальных программ.