Вступившая в действие в 1987 году школа получила статус гимназии в 2002 году, а еще через 6 лет к учреждению была присоединена средняя общеобразовательная школа №83. Сегодня МАОУ "Гимназия № 9" — самое крупное образовательное учреждение в Железнодорожном районе краевого центра. Здесь получают образование 1565 учащихся (в том числе 50 ребят с ограниченными возможностями здоровья) и трудятся 125 учителей. Инфраструктура гимназии — это два учебных здания, объединенных крытым переходом, и благоустроенный двор с несколькими спортивными и игровыми площадками.
Учебный план гимназии включает дисциплины классического образовательного стандарта и более 20 дополнительных лицензированных программ художественно-эстетического, культурологического, физкультурно-спортивного, естественнонаучного, социально-педагогического, эколого-биологического, туристско-краеведческого и других направлений. В наступившем учебном году гимназия пополнилась 180 первоклассниками. О достижениях и приоритетных направлениях работы образовательного учреждения рассказывает директор МАОУ "Гимназия № 9" Галина Гассан.
— Галина Григорьевна, как гимназия отметила столь значимый юбилей — тридцатилетие учебного заведения?
— Действительно, для нас эта дата — не просто день в календаре. В учебном заведении нет традиции широко отмечать рядовые дни рождения гимназии, но круглые даты — 10, 20 и 30 лет — праздновались масштабно. Для учителей, работающих со дня основания гимназии, были подготовлены интересные памятные подарки и красивые букеты, которые ученики вручили с искренней благодарностью. Роскошным знаком внимания коллективу школы стал большой праздничный концерт, в котором участвовали и преподаватели, и школьники, и выпускники.
Мероприятие представляло собой ретроспективу: участники презентовали самые важные, значимые и яркие события в летописи гимназии. Состоялись также встреча с выпускниками, где бывшие учащиеся рассказали о своих достижениях, и чаепитие с вкусными пирогами для школьников. Подчеркну, что празднование юбилея для нас не просто развлечение. Это возможность для опытных специалистов (а в нашем коллективе есть сотрудники, прошедшие со школой весь тридцатилетний путь со дня основания) вспомнить, "как все начиналось", а для молодых и совсем юных воспитанников — понять, к каким достижениям и победам могут привести упорный труд и стремление к развитию.
— Расскажите об особенностях учебного процесса в гимназии, как реализуются потребности детей в образовании?
— Мы предоставляем школьникам Железнодорожного района возможности для углубленного изучения широкого спектра направлений. В гимназии №9 работают 3 инженерно-технологических класса (11-й, 10-й и 8-й), где особое внимание уделяется преподаванию математики. Широко развито в гимназии и гуманитарное направление: более глубокое изучение русского языка, литературы, истории, иностранных языков. В некоторых классах есть дополнительные часы химии, биологии. Мы постарались сформировать классы таким образом, чтобы представить все тематические учебные интересы учащихся, чтобы им не пришлось нанимать репетиторов для успешной сдачи экзаменов. Выпускникам 9-х классов, решившим продолжить школьное обучение, достаточно указать в заявлении предметы, которые интересны для более глубокого изучения, что и станет основанием для зачисления в тот или иной тематический класс. Кроме того, в направлении профориентационной подготовки старшеклассников у нас налажено взаимодействие с Сибирским федеральным университетом и Красноярским государственным педагогическим университетом им. Виктора Астафьева.
— Для качественного учебного процесса школе необходимы квалифицированный персонал и современная материальная база…
— Основой глубокого усвоения детьми знаний являются современные средства коммуникации. Кабинеты гимназии оснащены компьютерной техникой, проекторами, интерактивными экранами, интернетом — без этого современное школьное обучение представить невозможно. Успешно внедрена практика проведения совместных дистанционных уроков с учениками из школ других регионов России. В режиме онлайн ребята обмениваются знаниями по заранее оговоренным темам. Такие уроки помогают приобрести опыт общения с незнакомыми сверстниками, разнообразят учебный процесс. В школе введен электронный журнал. Есть кабинет для занятий робототехникой и конструированием, хорошо оснащенные лаборатории по физике и химии. В кабинете химии имеется "говорящая" интерактивная доска, которая может по запросу предоставить всю информацию о каждом элементе таблицы Менделеева.
Нам удалось создать профессиональный, грамотный и, что особенно актуально, мотивированный коллектив, способный развивать свои умения и знания в современных условиях цифровизации образования. Опытным педагогам, конечно, нелегко снова "садиться за парты" и осваивать новые технологии обучения, но они это делают, потому что не мыслят свою жизнь без профессии учителя. Кадровой проблемы у нас практически нет, коллектив достаточно стабилен, охотно пополняют его и молодые учителя. Добавлю, что наши педагоги — активные участники различных профессиональных конкурсов, мы гордимся их призовыми достижениями. Отмечу яркий успех учителей русского языка и литературы Инны Щетининой и Оксаны Фан-Ди, которые в 2014, 2015 годах стали обладателями почетного статуса абсолютный победитель и победитель в номинации "Гуманитарные науки" муниципального конкурса "Учитель года", победителями регионального конкурса "Учитель года".
— Какие направления дополнительного образования и внеклассной работы развивают в гимназии №9?
— Жизнь гимназии, учителей и школьников — это не только обучение. В течение учебного года здесь происходит множество интересных событий: конкурсы, олимпиады, выставки, концерты, театрализованные представления, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми и в том числе ветеранами. Много времени уделяется патриотическому воспитанию учеников, изучению истории, общению ребят с представителями старших поколений. Следует отметить работу педагога ОБЖ полковника Анатолия Лаптева — организатора и куратора школьного движения "Патриот". Он в гимназии с первых дней ее работы. Под руководством Анатолия Григорьевича классные коллективы всегда основательно готовятся к торжественным акциям, посвященным Дню Победы, Дню защитника Отечества. Встречи с ветеранами и творческие выступления детей проходят эмоционально: ребята поют песни и читают стихи о Родине, красоте родной земли, о людях, прошедших через годы испытаний, исполняют народные танцы. Мы считаем культуру одним из основных ориентиров в педагогической деятельности, ориентируем детей в этом направлении.
— Какие творческие традиции сложились в вашем учебном заведении за многие годы успешной деятельности?
— Мы проводим общешкольный праздник "День талантов". Он объединяет школьные коллективы в дружеском общении и творческом взаимодействии. Есть и творческие кружки: театральная студия для младших школьников, объединение юных журналистов, выпускающих школьную газету "Жираф", танцевальные и вокальные группы.
Есть и другие традиции. В их числе "Недели безопасности", целью которых является адаптация школьников к жизни в обществе, формирование навыков безопасного поведения, умения действовать в нестандартных ситуациях. В ходе дополнительных теоретических и практических занятий учеников знакомят с правилами поведения в школе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В частности, показывают маршруты эвакуации из здания, проводят инструктажи по технике безопасности в бытовых и экстремальных условиях, отрабатывают безопасный дорожный маршрут следования в гимназию и многое другое. Классные часы этой тематики проводят инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники МЧС и ГИБДД.
В гимназии работают спортивные секции по дзюдо, волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике. Учитель физкультуры и известный в городе тренер Ольга Прокопик ведет подготовку ребят по программе ГТО. В преддверии Универсиады организовано волонтерское движение. Под руководством опытного педагога Людмилы Лопатиной команда волонтеров готовится сопровождать на играх делегацию из Болгарии. Ребята интенсивно изучают английский язык, традиции и культуру страны-гостя. Штаб волонтеров гимназии № 9 признан лучшим в городе по итогам 2017 года.
В объединении "Дошколенок" наши будущие первоклассники занимаются подготовкой к школе. Занятия проводятся по субботам с участием педагогов начальной школы — будущих учителей первоклашек. Такая форма работы помогает ребятам привыкнуть к школьной атмосфере, это существенно упрощает процесс адаптации в первом классе. В гимназии развиваются и коммерческие модули дополнительного образования: "Спортивно-эстрадный танец", "Бисероплетение", "Решение нестандартных задач по математике", "Английский с удовольствием" и другие.
Все это помогает ребятам расширять кругозор, раскрывать творческие способности, развиваться физически. Эффективность такого подхода подтверждает тот факт, что наша гимназия регулярно включается в рейтинг сотни школ страны, выпускники которых поступают в престижные вузы.