Этот год для всего российского образования выдался сложным. В Красноярском крае, как и во всей России, на старте пандемии всех школьников, детсадовцев и студентов отправили на дистанционное обучение. По словам министра образования Красноярского края Светланы Маковской, всем пришлось в кратчайшие сроки кардинально изменить свою профессиональную деятельность в условиях жестких и непрогнозируемых внешних вызовов системе образования.
— Прежде всего пришлось столкнуться с новыми условиями работы и жизни, вызванными переходом в цифровую среду в максимально сжатые сроки и, как следствие, с техническими проблемами. Мы одновременно обучались сами, осваивая новые цифровые инструменты и сервисы, и трансформировали содержание нашей деятельности, формы и способы организации учебной и воспитательной работы, — пояснила министр.
Дистанционное обучение
Краевым педагогам удалось перейти на новые формы обучения с ребятами. При этом во многих образовательных организациях получилось сохранить эффективность управления учебным процессом, активизировать поиск новых методических решений. В целом, как отметила глава ведомства, система образования справилась: дети учились. Процесс не был остановлен, а учебный год был завершен.
Что касается школ, по результатам экзаменов в 2020 году по русскому языку, обществознанию, истории, литературе, английскому языку, географии увеличился средний балл ЕГЭ и число экзаменуемых, получивших от 81 до 100 баллов. На 100 баллов написали ЕГЭ 132 ученика, в то время как в 2019 году — 120 человек, а в 2018 — 89 выпускников.
Увеличение числа высокобалльников показало, что обучение в дистанционной форме в конце 2019–2020 учебного года не стало препятствием для подготовки к экзаменам.
Цифровая среда
Конечно, не все так гладко складывалось в пандемию у красноярского образования. Одна из проблем, которую выявил коронавирус — недостаточность цифровой грамотности у педагогов.
— Мы не смогли осуществить полноценное дистанционное обучение, поскольку зачастую оно было сведено к раздаче заданий при помощи интернета, что в дальнейшем требует особого внимания в области дидактики и методики преподавания. Кроме того, ввиду неготовности к новому формату обучения существенно выросла нагрузка на педагогов, оказавшихся в условиях повышенной профессиональной ответственности и вынужденной изоляции, в результате у многих возникло чувство "нереальной эмоциональной усталости", — отметила Светлана Маковская.
В связи с этим все российское образование сейчас делает ставку именно на цифровую трансформацию образования. Это значит, что краевая система образования постепенно перейдет от массового унифицированного образования к индивидуализированному, направленному на обеспечение успешности и конкурентоспособности каждого ребенка.
В рамках реализации нацпроекта "Образование" ключевым направлением таких изменений стало развитие инфраструктуры. В первую очередь речь идет о строительстве новых школ. В текущем году в 42 школах края будут открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей или, как их называют сами педагоги, "точки роста". Их оснастят современным оборудованием. Здесь можно будет получить как общее, так и дополнительное образование. А в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" до 2024 года будут дополнительно обеспечены современной цифровой техникой 303 учреждения общего и среднего профессионального образования.
Яркий пример инфраструктурных решений — обновление сети учреждений специального образования. Благодаря участию в федеральном проекте "Современная школа" производится "пересборка" образовательной среды школ. Для каждого ученика создаются возможности, позволяющие успешно выходить на рынок труда по востребованным профессиям. Эти школы уже начинают практику реализации адаптированных образовательных программ в сетевой форме. Со временем они станут ресурсными центрами для других образовательных учреждений.
Без внимания не остаются и детские сады края: здесь активно создают дополнительные места. Так, до конца 2020 года в регионе будет введено в эксплуатацию 8 детских садов.
Но главная задача в части обновления инфраструктуры — обеспечение формирования цифровой образовательной среды. Для этого министерство цифрового развития Красноярского края в рамках регионального проекта "Цифровая инфраструктура" старается обеспечить высокоскоростным интернетом все образовательные учреждения края.
Индивидуальный подход
Одним из приоритетов краевого образования стала разносторонняя работа с дошкольниками и ранняя профориентация ребят постарше.
По словам министра образования региона, в детских садах сегодня активно используются современные технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста: легоконструирование, техническое творчество, робототехника, шашки-шахматы.
— В садах сегодня активно используются практики, направленные на развитие детской инициативности, исследовательской деятельности, взаимодействие с семьей, в том числе за счет использования онлайн-ресурсов, — подчеркнула Светлана Маковская.
В школьном образовании внимание уделяется переносу знаний школьного курса на другие ситуации, развитие дополнительных, не менее важных жизненных навыков, например финансовой грамотности. Здесь идет совместная работа с Региональным центром финансовой грамотности.
Еще одна задача для краевого образования — создание индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов школьников и студентов. На реализацию направлен ряд проектов, запущенных в образовательных учреждениях Красноярского края в пилотном режиме. В планах со временем тиражировать их на всю краевую систему образования.
Так, в прошедшем учебном году 78 школ-пилотов из 27 муниципалитетов прошли конкурсный отбор и обучение на школьной цифровой платформе. Проект подготовлен совместно со Сбербанком.
С 2019 году Красноярский край является участником проекта ранней профориентации для детей 6–11 классов "Билет в будущее". Его сверхзадача — научить правильно оценивать свои возможности и делать осознанный выбор. По итогам участия в проекте более 7,5 тысяч учащихся уже получили рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. В 2020 году в качестве площадок для практических мероприятий по проекту заявлены более 50 образовательных организаций Красноярского края профессионального, дополнительного, высшего образования, с привлечением ведущих региональных предприятий.
Задачи на будущее
На ежегодном августовском педагогическом совете, который в этом году впервые прошел в режиме онлайн, министр образования края Светлана Маковская выделила несколько приоритетных задач, каждая из которых выполняется в рамках нацпроекта "Образование".
Краевые педагоги будут и дальше совершенствовать механизмы управления качеством образования. Кроме того, им необходимо в образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить капитализацию инфраструктурных решений через формирование цифровой образовательной среды.
Изменения коснутся направления "Обновление содержания образования". Здесь предстоит обобщить результаты разных индивидуальных образовательных программ школьников и подготовить условия для их массового внедрения.
— Нам точно не удастся работать по-старому. Сложно назвать профессию, деятельность которой стала столь же открытой и доступной для всех, как профессия учителя. Это является несомненным источником дополнительного стресса учителя, но именно это позволит нам занять новую высоту и найти правильные решения, — заключила министр.
Светлана Маковская, министр образования Красноярского края:
— В 2019–2020 учебном году мы пережили беспрецедентно сложный период, но в результате обрели бесценный профессиональный опыт. Я хочу привести слова министра просвещения РФ Сергея Кравцова, который особо подчеркнул, что именно благодаря труду педагогов российская система образования достойно выдержала сложный период вынужденного перехода на дистанционное обучение и получила высокую оценку зарубежных коллег. С новым, интересным учебным годом! Удачи и оптимизма всем нам, здоровья и благополучия, реализации планов и интересных проектов!