Здесь живут люди с сильным характером и четким пониманием того, насколько территория полуострова стратегически важна для России.
В декабре 2020 года Таймыр достиг своего 90-летия, но празднование юбилея из-за пандемии пришлось отложить до весны. О том, как живет Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края беседуем с главой территории Евгением Вершининым.
— Евгений Владимирович, в вашей компетенции вопросы социальной инфраструктуры, есть ли особенности в их решении в условиях Крайнего Севера?
— На огромной территории Таймыра, где проживают чуть больше 33 тыс. человек, достаточно проблем, как и у любых муниципальных образований, но их острота у нас существенно выше. Это обусловлено климатическими, географическими и демографическими особенностями. Разумеется, ситуация с COVID-эпидемией, начавшейся в первой декаде 2020 года, внесла свои коррективы в планы местного самоуправления. Какие-то мероприятия мы оперативно отменяли или переносили, какие-то наоборот организовывали внепланово.
— Как проходила в этом непростом году важнейшая социальная акция для полуострова — Северный завоз?
— Все ее мероприятия выполнены почти на 100 %, несмотря на связанные с низкой водой сложности. На сегодняшний день поставка каменного угля во все таймырские поселки завершена. Полностью обеспечены учреждения бюджетной сферы, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а также проживающие в собственных домах граждане. Всего в летнюю навигацию 2020 года поставлено 16,44 тыс. тонн угля для населения: для ЖКХ — 13 тыс. тонн угля и 10,6 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В рамках завоза у нас практически полностью выполнена поставка ГСМ за исключением ряда поселков, куда не смогли доставить керосин в период навигации. Это связано с рекордно низким уровнем воды в реке Дудыпта и Норило-Пясинской водной системе. Однако до конца текущего года мы завезем все объемы по зимнику, и коренные малочисленные народы Севера (КМНС), ведущие кочевой и традиционный образ жизни, целиком получат осветительный керосин.
— Сегодня транспортная инфраструктура в Арктике относится к ключевым направлениям развития, как обстоят дела на Таймыре?
— Успех реализации проектов Заполярья во многом зависит от транспортной системы, что хорошо понимают крупные инвесторы. В КИП "Енисейская Сибирь" запланирована реализация двух крупных проектов, в которых делается акцент на инфраструктуру. Например, в рамках "Восток Ойл" (реализуемый АО "Нефтегазхолдинг" и НК "Роснефть") по разработке и обустройству Пайяхской группы углеводородных месторождений, предусмотрено строительство морского терминала "Порт бухта Север" мощностью до 115 млн тонн сырья. Крупнейший в арктической зоне нефтеперевалочный порт уже включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Его хотят ввести в эксплуатацию в 2024 году.
В рамках проекта "Строительство Западно-Таймырского промышленного кластера" по производству на полуострове на базе Сырадасайского месторождения угольных концентратов компания ООО "Северная звезда" займется инфраструктурными объектами. Наряду с вахтовым городком для работников разреза и обогатительной фабрикой инвестор построит морской порт "Енисей" и проложит к нему автомобильные дороги. Добычу угля на разрезе планируют начать в 2021 году, продукция по Северному морскому пути (СМП) пойдет на экспорт в страны Юго-Восточной Азии. Реализация инвестпроекта будет способствовать развитию инфраструктуры, создаст современный опорный пункт на трассе СМП и обеспечит транспортную доступность поселка Диксон. Кроме того, в федеральных целевых программах предусмотрена реконструкция аэропортов Диксон и Хатанга, а также морского порта в Дудинке.
— Таймыр с его заповедными зонами и национальными парками просто обязан стать драйвером развития туризма в регионе. Что делается в этом направлении?
— Арктика все больше привлекает туристов, в том числе иностранных. Но чтобы понимать туристический потенциал, нужно определиться с нашими возможностями. Согласно концепции туристическо-рекреационного кластера "Таймырский" в Норильске приоритетным будет направление культурно-познавательного и промышленного туризма, в районе — событийного и этнографического, а плато Путорана станет базовой точкой для экстремальных и экологических видов туризма. С целью развития въездного и внутреннего туризма в прошлом году открыт Таймырский информационный центр. Продолжается исследовательская работа в направлении изучения будущих туристических объектов и маршрутов, в том числе круизных. В итоге мы определимся с ответами на конкретные вопросы: чем сейчас живет Север и как сделать его мировым туристическим брендом. Летом текущего года Дудинку посетили группы туристов, прибывшие на теплоходе "Максим Горький". Мы также планируем возобновить турполеты на Северный полюс из Хатанги и многое другое.
— Как выстраивается работа с крупными недропользователями, какие взаимосвязи являются главными для Таймыра?
— Основные налогоплательщики муниципального района — ПАО "ГМК "Норильский Никель" и АО "Сузун". К сожалению, значительная часть находящихся в районе недропользователей не осуществляет платежи в местный бюджет. Компании работают вахтовым методом, и социальная ответственность в их планы не входит. В этой связи достойна уважения инициатива бизнеса по оказанию шефской помощи на реализацию социальных проектов. Такие соглашения подписаны с ПАО "Сургутнефтегаз", ООО "Сезар-Арктика", ООО "РемСервис РБ", ООО "РН-Ванкор".
— Нужно ли диверсифицировать экономику муниципального образования: заниматься переработкой мяса дикого оленя и птицы, дикоросов и рыбы?
— На Таймыре находятся значительные ресурсы углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых. Поэтому экономика ориентирована на добывающую промышленность. На сегодняшний день 63 компаниям предоставлено 207 лицензионных участков. Однако добычей занимаются лишь металлурги и нефтяники, а остальные ведут геологические изыскания и оценку полезных ископаемых. Принимая во внимание множество факторов, ограничивающих развитие территории в перспективе до 2023 года, диверсификация экономики не планируется. Производства переработки даров природы мы рассматриваем как обеспечение занятости населения, проживающего в труднодоступных поселках. Новым направлением развития экономики считаю туризм.
— Какие вопросы вам удалось решить с момента назначения? Расскажите о перспективах следующего года.
— В своей программе я обозначил несколько приоритетов с акцентом на социально-экономическое развитие территории, повышение уровня и качества жизни населения, создание благоприятной среды для развития предпринимательства и обеспечение стабильной социально-экономической и политической ситуации в районе. Не менее значимой задачей считаю улучшение условий проживания сельского населения. В этом направлении есть положительные результаты. Так, в 2020 году в четырех сельских школах выполнен капитальный ремонт. В следующем году планируем приступить к возведению школы в поселке Хета. В Хатанге открылся новый досуговый центр для детей со спортзалом и кабинетами по организации различных детских кружков. В 2021 году здесь появится станция по очистке и обеззараживанию холодной воды производительностью 3,2 тыс. кубометров в сутки. Не оставляем без внимания и возможности мобильного общения северян. В рамках пилотного проекта в поселке Усть-Авам возведена станция сотовой связи, в следующем году аналогичные объекты появятся в Волочанке и Новорыбном. Шесть семей из поселка Тухард перебрались на новое место жительства по программе переселения, три из них обосновались в райцентре. В 2021 году рассчитываем переселить в благоустроенное жилье еще пять семей. Планов и перспектив достаточно, главное, чтобы наступающий год оказался намного продуктивнее, чем уходящий.