Огромные пространства полуострова испещрены многочисленными озерами и реками, поэтому все нужные грузы в Заполярье доставляют водой по сложной схеме Северного завоза.
Транспортная система Крайнего Севера развита слабо, а строительство дорог — дело отдаленной перспективы. Доставка грузов идет преимущественно речными и воздушными судами. По Енисею в летнюю навигацию в максимальных объемах стараются завезти топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), в их числе нефтепродукты и горюче-смазочные материалы. Благодаря этому жизнь на Севере продолжает идти своим чередом. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном образовании на протяжении многих лет поставщиком ГСМ является муниципальное предприятие "Таймыртопснаб", осуществляющее закупки дизельного топлива и масел для потребителей, а также снабжающее предприятия ЖКХ отдаленных поселков дизельным топливом, необходимым для работы котельных и электростанций.
Северная доставка
Эпидемия 2020 года сказалась на деловой активности и денежном обеспечении муниципалитетов. Но несмотря на дефицит бюджета удалось выстроить эффективное взаимодействие между властью, поставщиками ресурсов и транспортными компаниями, поэтому Северный завоз прошел четко и слаженно. Всего в летнюю навигацию в Заполярье завезли 25 695 тонн угля для обеспечения теплом учреждений и жилого фонда, в том числе для предприятий ЖКХ — 13 тыс. тонн угля и около 11,5 тыс. тонн ГСМ. Малочисленным коренным народам, ведущим кочевой образ жизни, доставили свыше 116 тонн осветительного керосина. По словам директора МП "Таймыртопснаб" Сергея Федотова, обеспечение северян теплом, горячей водой и электроэнергией остается одной из приоритетных задач в любые времена, так что опыт работы предыдущих лет очень пригодился в непростых условиях пандемии.
— Навигация на ряде северных рек длится сравнительно недолго, пока идет большая вода. Примерно за две недели мы должны завезти основной объем топлива в труднодоступные поселки со сложной логистикой. В этой связи закупки размещаются заблаговременно. К моменту первой воды суда с ГСМ отправляются в северные поселки Усть-Авам, Волочанка и Хантайское Озеро. Впервые в истории метеонаблюдения в 2020 году судоходные реки вскрылись раньше положенного срока почти на месяц. Если обычно доставка грузов начиналась с середины июня, то в этом году первая партия грузов по маловодным рекам бассейна Хеты в поселок Волочанка ушла в мае. Навигация была сложной, вода убывала быстро, лед падал прямо на землю, но усилиями нашего надежного поставщика АО "Хатангский морской торговый порт" грузы завезены в запланированном объеме, за что им огромное спасибо. Трудные поставки горюче-смазочных материалов по низкой воде шли и в направлении поселка Хантайское Озеро. Там было чуть полегче, топливо завозилось в течение всего летнего сезона. С задачей успешно справился наш годами проверенный партнер АО "Хантайское". Что касается поставок в рамках Северного завоза по Енисею, то здесь особых проблем не возникло, снабжение прошло в предусмотренных договорами объемах, — подчеркнул Сергей Анатольевич.
И добавил, что доставка топлива в поселок Усть-Авам тоже шла по малой воде при четком соблюдении правил и норм безопасности еще одним надежным партнером — МП "Таймыр". Сергей Федотов заявил, что от качественного и своевременного завоза ТЭР зависит жизнь таймырцев в зимний период, а любые сбои в поставках могут обернуться серьезными социально-экономическими проблемами.
Векторы работы
В целом в районе все поселки обеспечены ГСМ и уже обсуждаются вопросы организации и финансирования завоза ТЭР в навигационную кампанию следующего года.
— К сожалению, в течение последних лет на предприятии отмечается устойчивая тенденция к сокращению объемов закупки и поставки топлива. Многим удобнее работать по прямым договорам с перевозчиками. Однако бизнесу практически не интересны отдаленные населенные пункты, где нет выгодной коммерческой составляющей, а также свободных денежных средств для 100 % оплаты предоставленных услуг. Мы же, поставляя ресурсы, даем возможность расчета в рассрочку в течение года. Такой подход позволяет бизнесу и жителям арктической зоны пережить зиму, сохранить рабочие места, заплатить налоги и т. д., — поясняет Сергей Федотов.
Наряду с поставкой ГСМ МП "Таймыртопснаб" занимается решением других социальных задач — строительством различных социальных объектов. Среди выполненных заказов руководства района можно назвать завоз стройматериалов в Хатангу для возведения современного спортивного комплекса, введение в эксплуатацию Дома культуры со спортивным залом и строительство помещения под детский сад в поселке Усть-Порт. На муниципальное предприятие возложены обязанности представителя Красноярского Регионального фонда капитального ремонта на территории полуострова. На безвозмездной основе специалисты организации помогают населению получать жилищные субсидии, оказывают помощь в оформлении документов по реструктуризации накопленной задолженности за капремонт. До недавнего времени "Таймыртопснаб" за умеренную плату занимался перевозкой пассажиров и грузов в зимнюю навигацию судами компании "ГМК "Норникель", оформляя провозные документы. Однако в настоящее время данная добрая и нужная населению инициатива предприятия приостановлена по решению транспортной прокуратуры. В этом сезоне в отдаленные поселки таймырцы добираются более дорогостоящим транспортом — авиацией.
Интрига завтрашнего дня
В этом году, несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, "Таймыртопснаб" продолжил практику выстраивания деятельности на основе рентабельности бизнес-процессов, что помогло добиться устойчивой прибыли.
— Предприятие завершает год с положительным финансовым балансом. Мы практически не допустили существенного удорожания ТЭР. В связи с ограничениями Роспотребнадзора были незначительные сложности во взаимодействиях с партнерами. В основном из-за того, что прибывающие на Таймыр специалисты должны были проходить предварительный двухнедельный карантин и только затем приступать к работе. Вопрос профилактики здоровья касался всех без исключения: команды речных судов, строительных бригад, предпринимателей. Конечно, работа по новым правилам потребовала дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, что не могло не отразиться как на отправляющей, так и принимающей сторонах. Но мы справились, и это радует, — акцентирует внимание на успешном завершении финансового года директор предприятия.
Профилактика здоровья северян — важный аспект в работе муниципалитета. Для усиления медицинского потенциала территории в поселке Диксон ведется масштабный ремонт, по окончании которого в следующем году здесь появится современная врачебная амбулатория. Это очень достойный социальный объект площадью почти 500 кв метров. А значит, в арктических условиях можно и необходимо возводить социальные объекты нового поколения. И здесь есть над чем задуматься и власти, и представителям бизнеса.
— В условиях распространения COVID-19 строить перспективные планы затруднительно, но смотреть с оптимизмом в будущее все же стоит. МП "Таймыртопснаб" готово к проведению закупочных процедур и участию в них. Надеемся, что в 2021 году цены на ГСМ не вырастут, погода не подведет, а пандемия со всеми своими ограничениями и запретами отступит, — говорит Сергей Федотов. — Погодные аномалии и экономические катаклизмы сопряжены с финансовыми рисками, поэтому хотелось бы обычного для Севера климата и спокойной штатной работы. Поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Искренне желаю, чтобы 2021 год накрыл лавиной радостей, приятных сюрпризов и подарков! Чтобы реализовались давние планы, появились новые возможности и свершились главные победы! Желаю больше улыбаться и чаще встречаться с близкими! Крепкого здоровья и неиссякаемого запаса энергии!