Для этого объединяются ресурсы региона: научная база вузов, лучшие методические наработки школьного образования, возможности промышленных предприятий и бизнеса.
Республика получила субсидию из бюджета Российской Федерации в размере 209 млн рублей на приобретение оборудования для оснащения нового учреждения. Из регионального бюджета добавили 6,5 млн и ещё около 30 млн рублей изыскали на капитальный ремонт учебно-лабораторного здания. Так началась история Центра одарённых детей по модели центра "Сириус" в городе Сочи.
В состав попечительского совета Регионального центра вошли Геннадий Кудрявцев, Фанил Зиятдинов, Виктор Хорошавцев, Алексей Чулкин, Сергей Коновалов, Рустам Хабибуллин, Олег Вылегжанин, а также ректоры вузов и другие руководители.
Александр Бречалов отметил, что принимаемые меры пока не позволяют после школы удерживать талантливых детей в регионе. Интеллектуальный отток продолжается. В 2016 году половина выпускников-медалистов осталась учиться в вузах Удмуртии, а в 2019-м – уже 46 процентов. Из 28 выпускников-победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в этом году только один продолжил обучение в Ижевске, из 49 стобалльников остались учиться в Удмуртии лишь четыре человека.
Основные причины этого связаны с недостатком современных востребованных специальностей, нехваткой индивидуальных образовательных программ, отсутствием научных центров для развития молодых ученых и целевого распределения выпускников.
Хотя если судить по результатам, которые демонстрируют ученики и студенты Удмуртии на крупных олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах, у республики колоссальный интеллектуальный потенциал. "Наша задача сохранить и преумножить его, учитывая современные требования, которые предъявляются к качеству среднего и высшего образования", - подчеркнул руководитель республики.
Центр одарённых детей – это ещё одна площадка, которая позволит реализовать данный подход.
Задачей первостепенной важности является организация сетевого взаимодействия нового образовательного учреждения с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, НКО, поскольку без объединения теоретической подготовки с практикой невозможно выстроить эффективный профориентационный процесс.
Примеры подобного взаимодействия в регионе есть. 19 сентября в присутствии Президента России был открыт технопарк "Академия Калашников". В рамках национального проекта "Образование" республика выиграла 9 конкурсов на получение федеральных субсидий. Благодаря им к 2022 году в Сарапуле, Глазове, Воткинске будут созданы технопарки "Кванториум".
В сотрудничестве с Концерном "Калашников" в Грахово и Балезино уже реализуется уникальный проект для сельских школ – это классы робототехники. В Можге в школе № 9 для старшеклассников началось обучение на операторов беспилотных летательных аппаратов. Открыты 16 медицинских классов. На днях начнут работу агроклассы.
Выполнение стоящих перед Центром задач на всех этапах будет курировать попечительский совет. На заседании была утверждена концепции развития Регионального образовательного центра одарённых детей на 2019 – 2023 годы. Члены совета высказали свои предложения по организации совместной работы.
"Сегодня мы совершили первый шаг - организационный, но он очень важный. Каждый из нас много делает, но нужна системная работа. Те возможности, которые нам даёт национальный проект "Образование", мы должны использовать по максимуму: не только закупить оборудование и создать точки притяжения для талантливых детей, но и объединить на этой площадке все те практики, которые есть в республике. Они очень эффективны, уникальны, и не всегда это только вуз, министерство или школа. Это и предприятия. Они создают свои центры, программы обучения, программы интеграции молодёжи в производственный процесс. Нам надо все эти усилия объединить и сделать республиканскую программу", - сказал Александр Бречалов, подводя итоги работы попечительского совета.