В Ярском районе о существовании родовых территорий свидетельствуют названия многих населённых пунктов: Ташево, Удино, Зянкино, Ворца, Нижняя Чура, Цыпья, Юберки… В каждом населённом пункте проживал один род, в крайнем случае два или три: Байдалино, Дизьмино - Бигра, Комарово - Турья, Кушман - Кушъя, Озёрки - Чабъя, Чола, Чудна…
В эпоху родового строя между родственными группами распределялись участки земли под пашню, леса, луга, овраги, родники, реки. Члены чужих воршудов не могли пользоваться покосами, охотничьими и рыбными угодьями, кладбищами других родов.
Заозёрье
Деревня Озёрки стоит на правом берегу реки Чепцы, на горе. Впервые упоминается в 1646 году в "Ревизской сказке" как деревня Заозёрье, где насчитывается девять хозяйств. Первоначальное название поселения неизвестно, а русское - "Заозёрье" - явно получено от переписчиков. По сведениям ученого Михаила Атаманова, в Озёрках проживают члены воршудно-родовых групп Чабъя, Чола, Чудна, принадлежащих племени ватка.
Немногочисленная воршудно-родовая группа Чудна с древнейших времён проживала на территории средней и верхней Чепцы и была автохтонной, то есть, коренной по происхождению. А крупные родовые группы удмуртов Чабъя, Чола прибыли на среднюю Чепцу из-под Вятки в 16-17 веке после карательных походов войск Ивана Грозного.
Еще до прихода русских на Вятку (на месте бывшего губернского города Вятки (Хлынова) стояло древнеудмуртское укрепленное городище Ваткакар, или Кылнокар. Здесь находилось святилище в честь племенного божества Имма-воршуда. Главными распорядителями в этом молении были члены воршуда Чабъя. После захвата городища и сож- жения святилища-куалы удмурты расселились по всей Вятской земле, но при этом каждая родовая группа с собой забрала пепел сожженной куалы. Вместо единого общеплеменного святилища образовалось два: Губер-вöсь на реке Убыти (сейчас Красногорский район), где собирались удмурты со всего Глазовского и других уездов, и Имма-вöсь возле деревни Чабъя (д. Омсино Кировской области), куда приходили удмурты Слободского уезда и других соседних привятских земель.
Чабырлуд, Чабырты, Чабыршур, Чабшур
В деревне Озёрки самыми многочисленными жителями были представители рода Чабъя. В окрестностях Озёрок есть луг Чабырлуд и озеро Чабырты, протекают речки Чабыршур и Чапшур (Чабшур). Жительница Озёрков Варвара Александровна Будина вспоминает рассказ своей свекрови Анны Афанасьевны Поздеевой (родилась в деревне Кушман в 1905 году, вышла замуж в хутор Озёрки): "В лесу на правом берегу речки Инмашур, протекающей около хутора Озёрки, находилась поляна Инмакар (Иммакар, с удм. - гнездо воршуда Инмы, где жители деревни Озёрки проводили моления своему богу Инмару и приносили в жертву быка. А на левом берегу Инмашура, пониже от Инмакара, стоял небольшой сосновый лес, который жители называли Кереметом".
Надежда Аркадьевна Корепанова (родилась в деревне Чабырово в 1964 году) вспоминает рассказ бабушки Марии Николаевны Даниловой (родилась в деревне Озёрки в 1889 году, вышла замуж в деревню Чабырово), что жители деревни Озёрки ходили молиться куда-то в лес и там резали красного быка. А где это место, она не знает - ребёнком была.
После разрушения племенного центра на реке Вятке представители воршуда Чабъя были вынуждены уйти с родной земли и на другом месте восстановить святилище. Такое священное место, посвящённое племенному божеству Имма-воршуду, было, видимо, и у деревни Озёрки около речки Инмашур. Обращают на себя внимание и тотемное животное – красный бык (удм. горд ош), и окружающие святое место топонимы: Инмашур, Инмакар, Ошписиённи (место поедания быка), Керемет, Инматы, Инмавыр. Если поселенцы Инма-воршуду молились в Инмакаре, то, видимо, Кереметю (Луду) молились уже на левом берегу Инмашура под соснами.
Священные ели
Также на правом берегу Инмашура между хутором Озёрки и деревней Озёрки находилась священная ель – Тылыёкыз (от удм. "тылы" - перо, "кыз" - ель, "ель с (подвешенными) перьями), куда жители деревни приносили мешочки с подношениями и вместе с пёрышками подвешивали на ветви дерева, обращаясь молитвами, просьбами к Инмару.
Жительница Озёрок Евдокия Никифоровна Семакина (1930 года рождения) вспоминала:
- Нам, детям, старожилы запрещали ходить около этой ели. "Лек со" ("жестокое, злое это дерево" - перев. авт.), говорили они. Когда мы ходили за грибами в ту сторону, мы эту ель обходили стороной.
Во II половине XX века священная ель была срублена. Но вера в силу родового дерева продолжала жить в душах жителей деревни. Поэтому неудивительно, что таким деревом стала Бельгыкыз, одиноко растущая под Озёрками (удм. "бельгы" - мишень, "кыз" - ель). Теперь на ветках этой ели часто можно было увидеть подвязанные белые лоскутки с перьями птиц, закреплённые красными нитками. Сейчас уже нет и этой священной ели.
- Такие же почитаемые священные ели были у деревень Чабырово и Баяран. Я работала почтальоном и приходилось часто ездить по ближайшим деревням. Когда я проезжала или проходила мимо этих елей, мне становилось не по себе, - отмечает Надежда Корепанова из деревни Чабырово.
Ель была родовым деревом воршуда Чабъя. Вятский исследователь П. М. Сорокин в рукописи "О расселении удмуртских родов" пишет: "Старики этого рода (Чабъя – прим. авт.) в деревне Сепыче Лудошурской волости Глазовского уезда, молясь, надевали на шею серебряный, с одной стороны позолоченный дэндор. В руку брали ветку берёзы летом, зимой же или еловую, или стояли без ветки".
Куала – семейное святилище
В самой деревне Озёрки стояли семейные святилища – куалы. Вспоминает жительница Озёрок Клавдия Яковлевна Кондратьева (1946 года рождения):
- Наша куала стояла недалеко от речки Ягошур на меже с соседями. Я саму куалу уже не помню, но помню, что в определённые дни моя мать и знакомые женщины шли на место святилища с подношениями и молились. Пекли специальные блины из яиц – тетери, брали с собой ломоть хлеба с маслом, немного кумышки, медных монет. Позже отец решил увеличить место посадки картофеля и распахал священное место, хотя мать была против. И в это же время у меня нестерпимо заболели глаза. Мать ругала отца, считала, что из-за него семейный воршуд отвернулся от них и дочь сильно заболела. Помню, такое же место почитали и соседи, живущие напротив нас. У них тоже самой куалы уже не было, но ее место долго берегли.
Чола
Чола - это многочисленная, широко расселившаяся воршудно-родовая группа удмуртов, принадлежащая к племенному объединению ватка.
По преданиям, Чола на нижнюю Чепцу прибыли вместе с Чабъя с берегов Вятки, и уже затем расселились по всему северу Удмуртии. Как видим, история этих воршудов тесно переплетена и линии судеб развиваются параллельно. Топонимов, связанных с этим воршудом, около Озёрок не сохранилось, но следы остались в окрестных деревнях. По воспоминаниям жительницы Озёрок Нины Арсентьевны Поздеевой (родилась в деревне Заризиль в 1957 году), около их деревни было поле – Чолалуд. А в Баяране до сих пор одна улица называется Чолапал.
Чудна
А вот следы воршуда Чудна в топонимах пока найти не удалось, хотя к этому воршуду относила себя часть жителей деревни Озёрки и хутора Озёрки. Этот род, как отмечает М.Г.Атаманов, был немногочисленным среди северных удмуртов-ватка. Но следы воршудных родов Чола и Чудна неожиданно обнаружились в статье московского этнографа Марка Косвена "Распад родового строя у удмуртов", опубликованного в 1931 году по следам экспедиции 1930 года.
М.О. Косвен в статье приводит примеры по деревне Озёрки Ярского района, где живут члены двух воршудных родов: Чола и Чудна. Он пишет, что каждая воршудная группа имеет свои особые патронимии. Так, воршудно-родовая группа Чола включает в свой состав такие патронимические объединения: Кузе-пи, Сад-пи, Роман-пи, Болань-пи; в состав воршудного объединения Чудна входят такие патрономические группы: Куа-Алача-пи, Дачко-пи, Трош-пи, Надр-пи, Коня-пи, Гёрд-ёс, Тетеос, Пикулл-ес, Педюн-ёс, Мокол-ёс, Монас-пи-ёс, Лари-ёс, Пира-ёс, Пилати-ёс.