Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Глазовского района и северных районов Удмуртской Республики

427629, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Драгунова, 69
телефон: +7 (34141) 5-78-82
e-mail: idnakar18@mail.ru

Самый народный мотоцикл!

В своё время мотоциклы "Иж" были одними из самых распространённых в СССР и носили звание "народного" мотоцикла. Он имел преимущества перед автомобилем: был гораздо доступнее и дешевле машины, его использование на селе оказывалось более удобным.

Вопрос об организации отечественного мотоциклостроения был поднят в Советском Союзе в середине 1920-х годов. За право принять у себя первый в СССР мотоциклетный завод долго и упорно боролись несколько городов страны. Победа досталась Ижевску.

Родина отечественного мотоциклостроения

Появлением мотоциклетного производства республика во многом обязана Петру Можарову – потомственному дворянину, талантливому конструктору, мотоциклисту № 1 города Ижевска.

В 1927 году инженер Ижевского оружейного завода Петр Можаров был направлен в Германию для детального ознакомления с опытом немецких заводов по производству мотоциклов. Уже в следующем году Пётр Владимирович вместе со своими единомышленниками, энтузиастами разработал проекты производства этого вида транспорта на базе Ижевских заводов.

Без участия Петра Можарова мотоциклы в Ижевске могли вообще не появиться. В 1927 году на завод пришло распоряжение об организации выпуска гражданской продукции - предлагались велосипеды. Петр Владимирович же вышел с инициативой о том, чтобы организовывать производство мотоциклов. Завод эту идею поддержал.

В июле 1929 года Ижевск был утвержден в качестве площадки для строительства завода. Преимущества города для развертывания крупного мотоциклетного предприятия были очевидны: мощная металлургия, крупная индустриальная база, талантливые инженеры и конструкторы, высококвалифицированная рабочая сила.

17 сентября 1929 года из ворот завода торжественно выехала первая опытная партия мотоциклов "Иж". Горожанам их представил сам Можаров. Именно эту дату с тех пор принято считать Днем рождения отечественных мотоциклов.

По окончании презентации четыре мотоцикла "Иж-1" уже участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва – Ленинград – Харьков – Москва. Они проехали 4 000 км, останавливались в городах и селах.

За 8 лет - 17 тысяч

"Иж-1" весом в 300 кг для своего времени был очень даже неплох, и восхищал многих своими характеристиками. Так, например, японский атташе отправил на родину сообщение, что "в СССР создали грозный военный мотоцикл".

Технической же комиссии больше приглянулся легкий 200-кубовый "Иж-4", набравший в пробеге меньше всего штрафных очков. Именно его рекомендовали к скорейшему освоению в массовое производство.

Первый в СССР мотозавод начал работу в 1933 году. Под руководством Ивана Чекмарёва предприятие быстро набирает обороты, осваивая серийное производство мотоциклов "Иж-7". В 1938 году была освоена модель мотоцикла "Иж-8", через год — "Иж-9", еще через год запущена отладочная партия мотоцикла "Иж-12".

В кратчайшие сроки задача по налаживанию массового выпуска мототехники была решена успешно. За 8 предвоенных лет было выпущено 17 тысяч мотоциклов.

Стоит отметить, что конструктор Можаров еще мог бы много сделать для отечественного мотоциклостроения, но в 1934 году, будучи в долгожданном отпуске в Сочи, умер при невыясненных обстоятельствах. Страна потеряла талантливого человека.

После войны

Но всё же старания конструктора не прошли даром и дали успешное продолжение уже после войны. Выпуск мотоциклов возобновился в 1946 году на Ижевском машиностроительном заводе.

В цехах завода был начат массовый выпуск мотоцикла "Иж-49". Он получился надежным и удобным в эксплуатации. За ним в 1956 последовал очень удачный "Иж-56" с трубчатой рамой. Всего было выпущено около 680 тысяч экземпляров, в том числе с боковым прицепом.

Стоит отметить, что в Советском Союзе большое внимание уделяли развитию спорта, в том числе и мотоспорту. В этой связи в 1950 году начался выпуск спортивных мотоциклов "Иж-50". На них гонщики показывали отличные результаты на всероссийских и международных соревнованиях.

Испытания 90-ми

Со временем мотоциклетная продукция Ижевского завода стала очень популярной в Союзе. "Иж Планета" и "Иж Юпитер" были известны практически каждому. Мотоцикл "Иж Планета-5" даже отправляли на экспорт. Их выпускали ограниченными количествами вплоть до закрытия завода.

Кроме дорожных, выпускались и спортивные мотобайки. Особенно выделялась разработанная в 1974 модель "Иж Планета Спорт". Спорт со множеством новых технических решений, очень популярная среди молодежи.

С началом девяностых на заводе начались проблемы. В 2008 году предприятие законсервировали, остановив полностью производство.

Мотоцикл достался мне от деда

Как и все мальчишки, Денис (на снимке) тоже в детстве мечтал о "железном коне". Ему посчастливилось стать обладателем "Ижа".

- Этот мотоцикл достался мне от деда, - рассказывает Денис. – Мы жили в Троицке, это Республика Коми. В местный магазин привезли "Иж", он сразу его купил, было это в 1986 году. Три года мотоцикл простоял в упаковке. Потом техникой заинтересовались его сыновья. Мне попал лет в 13 уже в разобранном виде. Потихоньку я его отремонтировал.

На "Иже" Денис проехал немало дорог. Катался с друзьями, ездил в лес, на рыбалку, навсегда осталось в памяти путешествие на фестиваль байкеров. Самое большое расстояние, которое преодолел на мотоцикле, 500 километров. Транспортному средству уже 34 года, а он до сих пор верой и правдой служит своему хозяину.

У Дениса семья, двое детей, есть машина, но и мотоцикл нет-нет да и заведет, чтобы прокатиться с ветерком, душу отвести. Когда из Троицка переехали жить в Глазов, техника переехала вместе с ними – привезли на машине.

Петр Можаров

В 1989 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося конструктора отечественных мотоциклов Петра Владимировича Можарова, отлили памятную медаль, его именем названа одна из улиц Ижевска. Рядом со зданием Ижевского мотозавода установлен памятник конструктору.

Увлечения у Петра Можарова были современными даже на сегодняшний день. Это мотоциклы, фотография, поэтому сохранилось такое большое количество снимков первых мотоциклистов, и гиревая гимнастика, как бы сейчас сказали, бодибилдинг. Питомец у Можарова тоже был необычный – волк. Мало кто может приручить волка, а у Петра Владимировича он был. Мало того, волк тоже любил ездить на мотоцикле, и ездил с ним в коляске.

Автор: Андрей Возилов.

По этой теме: мотоцикл ИжПетр Можаровистория созданияижевск

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 480

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика