На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать “нормой” для детей не старше 4.5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание - не связаны ли они с каким-то расстройством?
Можно выделить три группы речевых расстройств: 1. Нарушения звукопроизношения. 2. Нарушения ритма и темпа речи. 3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
К НАРУШЕНИЯМ звукопроизношения относят косноязычие. Оно выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (неправильно их произносит) и замене одного звука другим.
Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном - слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.).
Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков “р” и “л”, несколько реже - “с”, “з”, “ц” (свистящие), “ш”, “ж”, “ч”, “щ” (шипящие).
НЕРЕДКО речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется. Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по слогам.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения, которое сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов.
Заикание - расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Подчас родители не могут указать определенный момент начала заикания - оно развивается постепенно.
Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположение к этому, - очевидно, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т.п., не следует слишком много читать ему, рассказывать, торопиться учить его трудным словам или фразам, особенно если у него имеется еще “физиологическое косноязычие”.
МЫ ГОВОРИЛИ о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем, даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.
Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то, прежде всего, проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух.
Понять причину нарушений, бесспорно, важно. И если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, проблему можно успешно решить. В то же время, если не обращать на развитие речи должного внимания, то последствия могут быть самые неприятные.