Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Что должно беспокоить?

На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать “нормой” для детей не старше 4.5 лет

На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать “нормой” для детей не старше 4.5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание - не связаны ли они с каким-то расстройством?

Можно выделить три группы речевых расстройств: 1. Нарушения звукопроизношения. 2. Нарушения ритма и темпа речи. 3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

К НАРУШЕНИЯМ звукопроизношения относят косноязычие. Оно выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (неправильно их произносит) и замене одного звука другим.

Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном - слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.).

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков “р” и “л”, несколько реже - “с”, “з”, “ц” (свистящие), “ш”, “ж”, “ч”, “щ” (шипящие).

НЕРЕДКО речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется. Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по слогам.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения, которое сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов.

Заикание - расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Подчас родители не могут указать определенный момент начала заикания - оно развивается постепенно.

Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположение к этому, - очевидно, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т.п., не следует слишком много читать ему, рассказывать, торопиться учить его трудным словам или фразам, особенно если у него имеется еще “физиологическое косноязычие”.

МЫ ГОВОРИЛИ о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем, даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.

Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то, прежде всего, проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух.

Понять причину нарушений, бесспорно, важно. И если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, проблему можно успешно решить. В то же время, если не обращать на развитие речи должного внимания, то последствия могут быть самые неприятные.

Автор: Ю. САВЕНКОВА, учитель-логопед МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» с. Ивантеевка»

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1898

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика