На вопросы корреспондента "ИВ" Татьяны ФЕДИНОЙ отвечает директор Бартеневской средней школы Галина Владимировна ХУДЯКОВА
КОРР.: Переступив порог школы, поинтересовалась у девочек, устраивает ли их школьная форма. Оказалось, они довольны. Галина Владимировна, были ли какие-то трудности, жалобы со стороны родителей при введении формы?
Г.В.: До начала этого учебного года в нашей школе было требование к одежде учащихся в том, чтобы она была делового стиля. У родителей к школьной форме хорошее отношение. Большинство из них давно поднимали вопрос о необходимости ее обязательного введения. Например, раньше одевать девочек было достаточно сложно - требовался ни один комплект одежды, а следовательно, это ощутимые затраты.
Перед введением формы у нас проводились собрания: родительские, родительского комитета, попечительского и управляющего советов. Сначала мы рассматривали проекты требований Министерства образования, где были определены виды одежды для учащихся: деловая, спортивная, школьная. Почти одновременно мы стали рассматривать варианты школьной формы, предоставленные одной фирмой. Сразу пришли к единому мнению. Выбрали удобные модели. Ни один родитель не пришел в школу с жалобой. Покупку организовали централизовано. Сначала получили прайс-лист, были сделаны мерки с детей. Представители фирмы привезли нам готовые образцы одежды и ткань для тех, кто хочет сшить. Уже на вторую встречу представители привезли готовые комплекты, и, более того, с учетом, что кому-то что-то не подойдет, и потребуется обмен. Хочу отметить, что форма и удобная, и теплая, универсальна для комплектации, особенно у девочек. Например, жилетки создают дополнительное тепло для тела, закрывают поясничный отдел, что немаловажно. Со стороны педагогов было отмечено, что школьная форма придает ученикам и деловитость, и красоту. Бесспорна и эстетическая сторона формы.
С родителями мы обсуждали вопрос обязательного ношения формы и просили этому уделять внимание - отслеживать, во что одетым ребенок уходит в школу. Мы уже проводили рейд, в ходе которого было выявлено четыре ученика, которые пришли в школу в не соответствующей требованиям одежде. Если мы замечаем, что ученик пришел одетым не по форме, то ему предоставляем возможность сходить домой переодеться, конечно, это происходит с согласия родителей. Они знают, что это дисциплинарные меры.
Относительно спортивной формы - мы никого не обязывали к единой форме, всё по возможностям и желаниям. У нас обычно все покупают трико и майки. Если кому-то нравится заниматься в спортивных шортах - мы не возражаем.
КОРР.: Что изменил новый Закон "Об образовании" в работе школы?
Г.В.: На данный момент мы пересматриваем локальные акты. В новом законе есть статьи о локальных актах, и мы должны их привести в соответствие. Конечно, сравниваем с теми, что были. Мы начали работать над введением федеральных образовательных стандартов (ФГОС) для 4 и 5 классов, готовим для этого документы. ФГОС для этих классов начнет действовать со следующего учебного года.
В соответствии с новым законом необходимо пересмотреть положение об общем совете школы. Мы провели переизбрание парламента - управляющего органа учащихся, который будет теперь входить в этот совет. Рассмотрение же локальных актов в соответствие с Законом "Об образовании" должно проходить с обязательным участием представителей от учеников, что говорит о расширении их прав. Не могу сказать, что у детей есть высокая сознательность своего участия, но знакомить с этим процессом их необходимо.
Новый закон отображает всю школьную жизнь, и нельзя сказать, что какие-то статьи малозначимые, а какие-то - более. Хотелось бы отметить такие нововведения, как промежуточная аттестация и требования к ней. Например, если ученик имеет две неудовлетворительные оценки, он всё же будет переведен в следующий класс, но с учебной задолженностью и возможностью ее ликвидации.
В новом законе появилась статья о мерах дисциплинарного воздействия на учащихся, в старом её не было, и школа не имела права наказывать ученика.
КОРР.: Повлиял ли закон на начисление заработной платы педагогов и как он был воспринят в вашем коллективе?
Г.В.: На заработную плату - нет. Все нормативы остаются прежними. Финансирование, так называемое, "подушевое". Фонд оплаты труда формируется от количества учеников, а затем распределяется. Коллектив, конечно, ознакомился с новым законом, но говорить о каких-то результатах пока рано, все же его влияние будет оцениваться в ходе введения его в жизнь, так сказать, в процессе.
На сегодня законом в другом ракурсе регулируется профессиональное обучение педагогов. Я, как директор, не имея педагогического образования обучаюсь менеджменту управления. Например, не имеющие специализацию по предметам Е.И. Старикова - биолог по образованию - ведет русский язык, Н.В. Монахова, имея высшее образования воспитателя, - ведет начальные классы, и они сейчас проходят соответствующие курсы переподготовки. Вот этот момент закона уже почувствовался.